Юный Натуралист 1977-03, страница 19

Юный Натуралист 1977-03, страница 19

17

Непонятные следы

Оттепель в дальневосточные леса приходит незаметно. Еще лежат вокруг огромные шапки снега, но лыжи приходится снимать через каждые десять-пятнадцать минут. Снег тает, и на черной, дышащей влагой земле остаются глубокие следы.

Но оказывается, не одни мы прокладываем здесь свои дороги. Едва спустились в долину, как заметили стежку чьих-то торопливых следов. Наш проводник, старый охотник Поликарп Иванович, склоняется над ними и внимательно изучает рисунок. Алик, за плечами которого два года охоты на лисиц, философски изрекает:

— Лисовин прошел.

— Лисовин? — Поликарп Иванович усмехнулся в густые усы. — Нет, здесь зверь получше побывал. Смотрите — следы четырехпалые, ладошка хорошо пропечаталась. У лисы пальцы «стрелкой» собраны, а это, друзья мои, енот.

Цепочка следов убегала в перелесок, долго петляла среди деревьев и неожиданно оборвалась на горном склоне. Нора енотовидной собаки сделана добротно. Вход замаскирован густым кустарником, и даже с близкого расстояния заметить его трудно.

Прошло несколько томительных минут. Наконец из норы появилась остроносая мордочка, и крупный серый зверек, очень похожий на собаку, бросился в чащу. Но на его пути стояли люди. Зверек заметался и неожиданно упал в снег.

Поликарп Иванович рассмеялся: — Обычная повадка хитреца.

Он подошел к затихшему зверьку и перевернул его с боку на бок. Енот не шевелился. Охотник взял веточку и пощекотал ею лапу зверька. Тот вздрогнул и дернул лапой. Поликарп Иванович поднял зверька и отнес к жилищу.

— Не бойся. Мы тебя не тронем.

Наш отряд отправился дальше, а серый пушистый енот провожал нас долгим взглядом.

С. Коркин

Глухариные витамины

На рассвете я долго плутал по сырым мочажинам и лесным крепям. Вышел на сухое взгорье и присел на полусгнивший пенек в окружении соснового низколесья. Певчая пернатая живность ликовала. В многоголосом птичьем гомоне трудно разобрать отдельные голоса, однако некоторых лесных солистов мне удалось увидеть.

Я долго внимал торжественным песням весны, не выдавая себя пернатому миру.

Вдали, за сетью ветвей, важно прогуливается крупная птица. По силуэту узнал глухаря. Он вышагивает меж сосенками и щиплет какую-то траву. Прикидываю бинокль... Да он никак подснежники собирает. Вот подходит к фиолетовым пятнам сон-травы, там по нескольку стебельков с цветами из одного корневища выходит, и срывает раскрывшиеся бутоны. Но только глухарь не букет для подруги готовит, а свой зоб наполняет. Теперь уж хорошо вижу: несколько сорванных цветов на моих глазах проглотил.

щ

Фото В. Воронова Рис. В. Федорова

3 «Юный натуралист» № 3