Юный Натуралист 1977-03, страница 40

Юный Натуралист 1977-03, страница 40

38

#

нас уговор. А уговор, как известно, нарушать не положено.

Помните, шел у нас спор, какое дерево самое ценное?

Свое мнение высказывает Миша Зозуля.

По-моему, недр

Если спросить об этом у зверей и птиц нашей дальневосточной тайги, то они в один голос ответят: «Кедр!» Для белок, бурундуков, соболей, барсуков, медведей кедровые шишки — лучшее лакомство, а в зарослях молодых кедровников или в огромных кронах старых кедров легко спрятаться от врагов. Если хороший урожай кедровых орехов, значит, в тайге много разного мелкого зверья, а много мелкого зверья — тигру хорошо. Получается, что и для тигра кедр — ценнейшее дерево. И мы, люди, тоже любим кедровые орешки, а из древесины кедра делаем мебель, спички. Кедр, по-моему, самое ценное дерево!

Продолжается конкурс «Где это видано, где это слыхано». Сегодня читаем рассказ Романа Михайлова из города Новомосковска Тульской области.

Белое чудо

Я возвращался из школы по узенькой, недавно протоптанной в глубоком снегу дорожке. На дворе стоял февраль — самый лютый месяц для пернатой братии. Все, что оставалось с осени, птицы уже давно съели, а до весны, до первых оттепелей было еще далеко. Вот и" промышляли наши «меньшие братья» у человеческого жилья.

Справа от дорожки я увидел свежую кучу мусора, около которой с каркань

ем, чириканьем и драками из-за хлебной корки, превратившейся на морозе в ледяную чурку, кружились вороны, галки и оставшиеся зимовать грачи. И вдруг среди этой шумной компании я заметил одну весьма странную галку. Птица была абсолютно белой, без малейшей пестрянки в оперении. Только лапки и заостренный клюв отливали, словно вороненый металл. Это была галка-альбинос, очень редкое в природе явление.

Она что-то сосредоточенно долбила около скомканной промасленной газеты. Белая галка ни с кем не дралась и не издавала никаких звуков. Она была полностью поглощена своим занятием.

Неожиданно откуда-то из-за забора к ней подлетела взъерошенная нахальная ворона и, бесцеремонно оттолкнув белую птицу, принялась трапезничать за чужим столом. Что тут стало с моей галкой! Она распушила белоснежные перья и с громкими угрожающими криками бросилась на обидчицу. Увидев соперницу, ворона поспешно отскочила в сторону, а затем отлетела на безопасное расстояние.

Трудно оказать, что заставило ворону покинуть лакомый кусочек: необычное галкино оперение или ее угрожающая поза и крик. И что я заметил впоследствии — действительно достойно внимания. Вся эта шумная сварливая пернатая компания с каким-то почтением относилась к белокрылой галке. Никто к ней не придирался, все уступали ей свободное местечко.

Поистине удивительные взаимоотношения бывают в птичьем мире.

Я несколько дней наблюдал за галкой-альбиносом. Она не только не изменила тактику поведения, но заметно упрочила свое независимое положение в вороньем обществе.

Конечно, всем известно, сурки не умеют говорить. И все-таки они сумели поблагодарить людей за доброту. Как они это сделали и за что именно благодарили, вы узнаете из рассказа Виктора Платоновича Приходько.

Пернатый хищник

Небольшая долина, затопленная солнечными лучами, встретила нас приветливой тишиной. На дне ее приглушенно звенел неспокойный ручей. Кто-то громко крикнул, и эхо, разорвав настоянный свежестью воздух, долго бродило по долине, отражаясь от горных вершин.