Юный Натуралист 1977-04, страница 36

Юный Натуралист 1977-04, страница 36

34

регая брюхо от докучливых насекомых. Потом, дрыгая ногами, самозабвенно катаются. Сначала зубр катается на одном боку, затем, предварительно встав, — перекатиться через спину мешает горб — на противоположном.

В стаде зубров соблюдается строгая субординация. Более сильные первыми выбирают лучшие места для выпаса и отдыха, первыми пьют воду на водопоях, лижут соль на солонцах, пользуются приспособлениями для «косметики».

Приставший к стаду новичок, несмотря на свою силу, размеры и возраст, занимает сначала самую нижнюю ступеньку общественного положения.

Лидеров легко узнать по характерной позе, принимаемой при встрече животных разных рангов: голова с направленными вперед рогами наклонена к земле, xiboct, напротив, приподнят. А вот у подчиненного животного он всегда опущен, голова же с прижатыми ушами повернута вбок и вниз. Для поддержания престижа лидер порой может и боднуть несколько раз, правда, не сильно.

Иное дело, когда самцы выясняют свои отношения в период брачной поры. Обычно турнир начинается с демонстрации угроз, потом соперники, хлестнув себя хвостами, с маху сшибаются лбами. От сотрясения мозга выручает толстенная и крайне эластичная шкура, а также массивный череп. После этого слабейший ретируется. Единоборство без особого ожесточения помогает выжить виду, ибо силой зубр обладает поистине страшной: как спичку, ломает сосну в двадцать пять сантиметров диаметром, а лошадь, к примеру, убивает одним взмахом головы — такое случалось в Беловежской Пуще.

Зимой зубры образуют скопления в несколько десятков животных. Весной эти сообщества распадаются на более мелкие группы. Горные зубры объединяются во время свадебного периода (конец лета — начало осени) в стада до 120 голов в каждом. Гулять сотенными компаниями, что совершенно не свойственно равнинным зубрам, для кавказских — новоприобре-тенная привычка. Почему она появилась, расскажем позднее.

Крупные зубриные группы, словно на отдельные кирпичики, раскладываются на первичные звенья нескольких типов: семейные ячейки, кланы бычков, самцовые товарищества и на быков-индивидуалистов.

В гордом одиночестве ходят обычно старые самцы. Их примеру следуют иногда матерые взрослые быки, которым все же не претит собираться порой в товарищество из двух-трех персон. Взрослые самцы лишь изредка или случайно присоединяются к более крупным сообществам,

куда входят самки и молодежь. В период же яра взрослые самцы становятся полновластными единоличными хозяевами отдельных стад, откуда изгоняются молодые самцы. Они-то и образуют свой клан — клан бычков. Во главе его, выполняя роль вожака, нередко становится пожилая бездетная самка, хорошо знающая окружающие угодья. Изгнанники совершают порой значительные миграции (особенно на Кавказе) по сто — двести, а то и больше километров. А это значит, что увеличиваются для них шансы добыть себе со временем невест из отдаленных стад — великолепное средство для процветания вида!

Будущие избранницы воспитываются в семейных ячейках, куда входягг молодежь до трехлетного возраста и четыре-шесть взрослых самок. Ячейку обычно возглавляет старшая зубрица, идущая впереди стада. Она также опекает молодых неопытных самок в период отела. Самая же младшая из них выполняет роль няньки для старших телят. При переходах косматая наставница замыкает цепочку идущих животных, которая на пастбище распадается на две группы, пасущиеся отдельно. В одной находятся самки и телята младше двух месяцев, в другой — телята более старшего возраста.

Зубрята рождаются, как правило, раз в два года. У равнинных зубров бывают иногда двойни, у горных — очень редко. При-земисто-жоренастый новорожденный в пышной буро-светлой шубке (на боках с курчавинкой) весит чуть более двадцати килограммов. Через час он уже может стоять, а еще через полчаса — ходить. Молоко, вдвое жирнее коровьего, он сосет поначалу часто, но недолго. Дополняет молочную диету травой уже на двадцатый день жизни. С первого взгляда зубренок — теленок теленком. Но это впечатление обманчиво. Все выдает в нем дикое дитя лесов: начиная от чуткого вздрагивания при любом незнакомом шорохе до иссиня^черных, обведенных темной полосой, будто в очках, глазенок.

В первые дни мать то и дело тщательно вылизывает свое чадо. Никого не подпускает не только к нему, но и к месту, где спит малыш. Очень беспокоится, стоит ему отойти в сторону, подолгу зовет вернуться и часто окликает при переходах стада. А к чужим зубрятам крайне нетерпима: зло отгоняет, если они подходят, прекрасно отличая по запаху своего детеныша-

Начиная с двухмесячного возраста, телята образуют в семейной ячейке отдельное товарищество с собственными законами и играми. Бег, борьба и прыжки — самые распространенные. Беговые правила просты: знай себе мчись друг за дружкой. Более хитрое дело — прыжки.