Юный Натуралист 1977-04, страница 37

Юный Натуралист 1977-04, страница 37

От земли отрываются попеременно то передние ноги, а то все четыре сразу. Самое же сложное — это, конечно, борьба. Тут нужно уметь должным образом бодать партнера в голову, ногу, бок или подталкивать его сзади носом. Каждый раунд длится 1—2 минуты в младшей возрастной группе и до 15 минут — в старшей. Иногда с зубрятами не прочь поиграть самки, а элементы телячьих игр нередко встречаются и в поведении взрослых животных.

От подобных упражнений на свежем воздухе и усиленного молочно-расти-тельного питания вес полугодовалых бычков достигает 110—130 килограммов, а их сестер — 90—110. Взрослеют зубрята в 2—3 года, но если телки могут стать уже матерями, то пора отцовства для молодых быков наступит не скоро: нужны сила и опыт турнирных схваток, а они приобретаются только с годами. Впрочем, зубриная жизнь, как считают, не превышает 35 лет.

Еще несколько тысячелетий назад неисчислимые стада зубров бродили по полянам и открытым пространствам лиственных лесов, лесостепей и даже степей Европы и Кавказа. Но проходили века, и под напором человеческой цивилизации ряды зубров все редели и редели. К началу XX века эти животные уцелели лишь в глухом уголке на Кавказе да в Беловежской Пуще. Но недолго продержались там и вскоре прекратили свое существование в природе.

К счастью, более полусотни зубров еще жили в зоопарках мира. Это дало возможность Международному обществу сохранения зубров взять их всех на строгий учет и создать Международную племенную книгу зубров. По разработанной программе в зоопарках Европы, в польской части Беловежской Пущи, а позднее на Кавказе и в Аскании-Нова началось восстановление зубриного поголовья. Однако на поверку оказалось, что один из двух подвидов зубра — кавказский — погиб безвозвратно. Остались только беловежский подвид и кавказско-беловежские гибридные формы.

В Центральном зубрином питомнике на юге Московской области, в Приокско-Тер-расном заповеднике, «спасательные» работы велись (и ведутся) с большим размахом и разными методами: более длительным — чистокровным разведением зубров, и ускоренным путем — с помощью так называемого поглотительного скрещивания с бизонами, их ближайшими родственниками.

Гибриды зубров и бизонов были получены впервые в Аскании-Нова еще в 1907 году. Так вот, при скрещивании самок зубробизонов с зубрами-самцами через

несколько поколений получаются гибридные животные, почти не отличимые от чистокровных. «Рукотворные» зубры очень жизнеспособны, прекрасно переносят условия куда более суровые, чем зубры «натуральные». Такие воссозданные звери живут сейчас главным образом на Кавказе (в 1975 году их было уже там более 900 голов), чувствуют себя превосходно, быстро размножаются, но нет-нет да и проявится у них незубриная черточка характера: например, собираются сотенными компаниями в период гона. То ли это заявляют о себе гены, полученные в наследство от бизонов, любителей укрупненных стад, то ли проступает совершенно новая черта поведения •— результат приспособления к жизни в горах. А быть может, это действует и то и другое вместе или что-нибудь иное.

Кроме Кавказского заповедника, зубры были выпущены в нашей оране более чем в десяти местах, образовав там вольные стада. Недавно организован новый — четвертый — зубровый питомник в Литве.

К началу 1976 года во всем мире, не считая гибридов, насчитывалось около 1500 чистокровных зубров, из них 567 — больше всего! — в СССР.

Теперь можно с уверенностью сказать, что угроза исчезновения от зубра отведена.

Г. Сележинский