Юный Натуралист 1977-04, страница 44

Юный Натуралист 1977-04, страница 44

42

ход. Мы идем высоко-высоко в горы, где у самых снегов и кромки ледников растут... ЭДЕЛЬВЕЙСЫ! Наш гид в этом увлекательнейшем путешествии — Зия Аташевич Мукашев.

Кто в трудных и дальних походах еще не бывал, советую пока с нами не ходить и рассмотреть эдельвейсы на фотографии. А если кто-то из Почемучек уже видел эдельвейсы, прошу написать нам: когда и при каких обстоятельствах это было.

Итак, в путь!

Жизнь у нромни льдов

Горы издали кажутся полосатой стеной. Самая верхняя полоса белая — лед и снег, пониже узкая полоска изумрудной зелени — травы, еще ниже полоса синяя — ельники, и наконец, полоса многоцветная — предгорья, переходящие в степи. Каждая эта полоса — особая зона со своими животными, со своими растениями.

Там, где лежит снег и лед, растений нет. Но у самой их кромки, чуть ниже, растут эдельвейсы. Эдельвейс — легендарный цветок. Это символ мужества. любви. Предания рассказывают о красавице, которая всем богатым и знатным женихам предпочла юношу, подарившего ей эдельвейс. Видно, знала, что растет он высоко в горах и добраться до него может только тот, кто преодолеет все опасности и лишения во имя любви. Простой цветок казался ей дороже золота и славы.

Хотите посмотреть, где и как растут эдельвейсы? Тогда отправимся в путешествие.

Горы встречают нас тишиной и прохладой. Узкая звериная тропа вьется по берегу ручья, забирается в лесную чащобу, петляет высоко у скал. Появление людей тревожит обитателей гор — прыгнула с ветки на ветку белка и смешно циркнула на нас, пролетел рассерженный дрозд, стрекочет где-то сорока. Грациозные косули большими прыжками перебегают тропку прямо перед нами.

Вот лес кончается, далее идут склоны, поросшие можжевельником туркестанским — арчой. За ними — альпийская зона, куда мы и стремимся. Кругом нагромождения скал. Полыхает ковер цветов. Свежий воздух снял всю усталость, стало легко и радостно.

Но вдруг небольшое облачко, видневшееся снизу, поднялось, окутало нас туманом, сразу подул ветер, пошел холодный дождь с льдинками. Но это лишь мгновение! Все тут же прекратилось, засияло жгучее солнце. От земли пошел пар, а цветы сталк еще ярче, словно умытые.

Альпийские растения ухитряются спасаться от невзгод и непогоды. У самой почвы колебания температуры не так велики, поэтому все растения здесь низкорослы, лишь в низинках травы повыше. Листья часто образуют пышные прикорневые розетки. И еще одна хитрость: во всех частях растения накапливается много сахара. Густой клеточный сок, как сахарный сироп, не замерзает, и растения легко переносят внезапные заморозки.

На маленьком участке можно увидеть сразу и высшие растения, и низшие, и эфемеры, и эфемероиды. В лужицах холодной воды между камнями видны нити водорослей, кругом разбросаны подушки мхов, а поверхность скал изъедена различного цвета лишайниками.

Однако во всем этом разнообразии существует строгий порядок: каждое растение занимает свою нишу. Альпийские маки жмутся к камням, лютики покрывают берега ручейков, и только многочисленные виды луков уживаются среди других растений.

А вот и эдельвейсы! Редкие растения из семейства сложноцветных, с мягкими, густо опушенными продолговатыми листочками. Они мало заметны среди травы. Это, собственно, и не цветок, а сложное соцветие, окруженное звездчато-растопыренными листочками.

В горах Ала-Тау встречаются иногда