Юный Натуралист 1977-07, страница 7

Юный Натуралист 1977-07, страница 7

АРМЯНСКАЯ ССР

Сенонос начинается в августе

Пройдет еще немного времени, и снова на лугах зазвенят косы. С грустью вспоминает Астгик Ананян то веселое время. Утопают луга в цветах. Они наполняют воздух таким неповторимым ароматом, от которого кружится голова и хочется кинуться в это море цветов и плыть по нему. Сенокос в горах начинается в августе, и в этом году в луга пойдут другие ребята. И потому Астгик становится грустно, и, хотя впереди много волнений — сдача экзаменов в педагогический институт, снова и снова она мысленно возвращается к тем рассветам, слышит звон кос и вдыхает запах сена.

Их ученическая производственная бригада школы имени Вартана Атряна из села Ноемберян убирала сено в семидесяти километрах от школы.

Мальчики в сенокосные дни обычно жили в палаточном городке, а девочки уезжали домой на машине. Но однажды пошел такой сильный дождь, что все остались в лагере. Утро подкралось незаметно, и, когда Астгик проснулась, было уже светло и почему-то очень тихо. Что случилось? Она посмотрела на часы и сразу все поняла: проспали. Остаться в лагере и, вместо того чтобы встать пораньше, проспать! Но куда делись мальчишки, почему не разбудили? А в лугах уже звенели косы: мальчики работали. И совсем не смеялись над проспавшими, объяснили все просто: жалко было будить.

В лугах косили косами только там, где сенокосилкой нельзя было. Утром все отправились убирать сено, но оказалось, что оно влажное. «Можете отдохнуть, — сказал бригадир, — подсохнет, тогда и уберем». Сидеть без дела? И юные косцы взяли в руки косы.

«Вы знаете, что через несколько дней футбол?» — сказал однажды кто-то из девочек. Все, и мальчишки и девчонки, страстные болельщики, даже обиделись. Конечно, они знали. «А то, что сено еще нужно

убирать на сорока восьми гектарах?» Тоже знали. Сено убрали за два дня. Повара даже еду к месту работы носили, чтобы время не терять.

Иногда Астгик жалела, что у бригады нет своего поля. Что делать, в Армении не так много плодородной земли. Зато в колхозе им полностью доверяли самые ответственные дела. Каждый год составляли договор, в котором обе стороны брали на себя обязательства. И как было радостно, когда делали работы больше, чем записано.

Когда составили социалистические обязательства, звеньевой Борис Манташян (Астгик работала в его звене) сказал, что соревноваться будет трудно, ведь каждый хочет быть победителем. Каждое звено должно убрать сено со 150 гектаров. А все три звена убрали его с 553 гектаров. И все же они победили. Вместо 100 тонн сенажа их звено заготовило 150.

В конце августа начинался сбор персиков. Осторожно, по одному срывали плоды с деревьев, завертывали в бумагу, укладывали в ящики, на которые наклеивали этикетки. Потом ящики везли к железнодорожным вагонам, и они отправлялись в далекое путешествие: в Москву и Ленинград, в Новосибирск и Свердловск. Собирали персики до самого октября.

Да, славно работает их бригада, в которой 42 ученика. Легко ли собрать 1400 тонн персиков, урожай кукурузы с 40 гектаров, заготовить 400 тонн сенажа?

Астгик склоняется над учебником, а перед глазами картины лета, зреющие в садах персики, высокая трава в лугах, твердые початки кукурузы. И она думает о том, что когда она станет педагогом, то обязательно расскажет своим ученикам об этом времени, научит любить их эту землю.

Где текут молочные рени

Скоро два года, как Тамара Халатян приехала в село Нор-Гехи Наирийского района. Раньше вся семья: мама, папа и еще четверо братьев и сестер — жила в