Юный Натуралист 1977-10, страница 7

Юный Натуралист 1977-10, страница 7
ГРУЗИНСКАЯ ССР

пела. Как нежные зеленые ладошки, потянулись к солнцу пятипалые виноградные листки.

Филлоксероустойчивый подвой. Тяжеловесное слово. Не правда ли? Да и труд был не прост и не легок. Зато теперь посадочного материала было вдоволь. И ребята принялись за вторую половину работы.

Знакомая Виноградная беседка. В узорчатой тени сидят за длинным столом Ма-нана Отарашвили, Зураб Мгвделадзе, Давид Сатиришвили. Перед ними разложены аккуратно связанные в десятки пучки черенков. Ребята упаковывают посылки. Их тысячи, не боящихся мороза и филлоксеры черенков. И все надо разослать по адресам. Кажется, что ты снова на уроке географии Грузинской ССР. Потому что не забыт в адресах ни один уголок республики. В сотни школ полетят отсюда, из Виноградной беседки, срочные бандероли с драгоценными черенками. И на каждой бандероли обратный адрес: «Улица Горгасали, 75. Республиканская станция юннатов». Теперь этот адрес будут знать во всех школах Грузии.

Грузинсний, высший сорт

Каждая десятая пачка грузинского чая производится в Кобулетском районе. Неудивительно, что ребята из 6-й средней школы города Кобулети знают о чае все — и легенды, связанные с зеленым этим листом, и лечебные свойства душистого напитка, и цену труда, которым дается чай. Во время сбора обрывают лишь флеши — верхушечную часть побега, состоящую из двух-трех листочков и почки. Чтобы собрать килограмм чайного листа, нужно оборвать две-три тысячи флешей. Реб ята из 6-й кобулетской школы собрали за год двадцать тонн зеленого листа!

Может возникнуть вопрос: а как же чае

уборочные комбайны? Да, они работают, и прекрасно. Но только в долинах. А Аджария — страна горная, и каждый южный склон горы здесь чайная плантация. К тому же комбайны эффективно обрывают самые ценные и самые нежные побеги лишь в том случае, если все чайные кусты идеально одинаковы по размеру. А для этого...

Однажды пришел в школу Вахтанг Владимирович Кутубидзе, заведующий отделом селекции и семеноводства чая Чак-винского филиала Всесоюзного научно-ис-следовательского института чая и субтропических культур. И вот что он сказал ребятам:

— Все вы знаете, что чай — растение, опыляющееся перекрестно, гибридное. Но при семенном размножении потомство получается неоднородное. Порой хозяйственно ценные признаки, характерные для материнского куста, теряются. Сортность насаждений снижается, плантации по сортовому составу становятся пестрыми.

Это было понятно. На такую плантацию чаеуборочный комбайн пустить нельзя.

— При вегетативном же размножении,— продолжал Вахтанг Владимирович, — все материнские признаки сохраняются в потомстве неизменными. Вот я и хочу предложить вам один опыт: вегетативное размножение чая черенками. Почва у вас подходящая — краснозем. Так что решайте.

На следующий день Манана Абхазава, Маквала Микадзе и Мария Чхаидзе привезли из Чаквы — родины грузинского чая — десять пучков с побегами. Десять — по числу гибридных сортов чая.

Прежде всего заготовили из привезенных побегов четыреста черенков. Половину из них высадили прямо в почву, остальные поместили в полиэтиленовые пакеты с красноземом. Уже через месяц на нижнем срезе черенков появились корешки, а через три-четыре месяца пошли в рост