Юный Натуралист 1977-12, страница 24

Юный Натуралист 1977-12, страница 24

j^UMr РАЗГОВОР

С

шиярорйирярады Комаровым

Большую счастливую жизнь прожил Алексей Никанорович Комаров. Большую, потому что без трех лет век — это немало. Счастливую, потому что вся жизнь была отдана любимому делу: общению с родной природой, художественному изображению ее.

Интерес к природе появился в раннем детстве, которое связано в воспоминаниях художника с маленьким флигельком, крытым соломой: здесь живет мальчик. «Этот мальчик — я, — рассказывает Алексей Никанорович. — Я сижу на полу и устраиваю лес. Для этого втыкаю в щели пола прутики, сажаю на них сделанных мною из хлеба птичек, а лес населяю маленькими фарфоровыми зверюшками. Дремучий лес. Деревянная лошадка была моим лучшим другом. Обтянутая цветной телячьей шкурой, с волосяной гривой и хвостом, моя пегашка увозила меня в далекие сказочные страны. Я часами мог заниматься своими игрушками. Иногда пытался что-то рисовать».

Сначала маленький Алеша рисовал сам, без какого-либо руководства. Его натурщиками были морские свинки, хомяки,

щеглы, чижи, мелкие соколки, купленные на базаре. Юный художник читал Брема, рассматривал рисунки Шпехта и Кунерта, мечтая когда-нибудь нарисовать и лучше и полнее всех зверей и птиц мира.

«Я восхищался этими рисунками и старался подражать им. Я делал иллюстрации к повестям Майн Рида, Жюля Верна, Фенимора Купера».

Те первые иллюстрации остались неизвестными. Не знал тогда начинающий художник, что вся его жизнь будет неразрывно связана с книгами и журналами. А ведь именно этот вид творчества принес ему признание и популярность. За большие заслуги в области культуры и искусства Алексею Никаноровичу Комарову было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Трудно перечислить все книги с рассказами о животных, атласы, таблицы, научные зоологические труды, оформленные Комаровым. Особенно удачны его научные иллюстрации. В них сочетается точность, достоверность изображения с поэзией образа. Присмотритесь, как виртуозно передан характер меха или пера, как подмече