Юный Натуралист 1977-12, страница 22

Юный Натуралист 1977-12, страница 22

20

Пасмурно в лесных владениях Берендея. Солнце радует редко. Глухозимье. Полдень, а кажется, что уже сумерки. Одно из старинных названий декабря — хмурень. В средней полосе за весь месяц бывает около 12 солнечных часов.

День короток, поэтому, отправляясь в лес, познакомьтесь с прогнозом пернатых «синоптиков». Если запел снегирь, а сорока лезет под стреху, знай — быть вьюге. Когда воробьи забираются в хворост и с утра пищат синицы — усилится мороз.

Над большими реками вьются «черные чайки» — вороны. Если нет льда, они с завидным проворством пикируют на воду и лапами или клювом выхватывают все съедобное. С поведением ворон тоже связано много народных примет. Например, купаются они к ненастью, каркают всей стаей к морозу. Если вороны зимой устраивают в небе хороводы — быть снегопаду, садятся на землю — жди оттепели, а увидишь ворон на нижних ветвях деревьев, значит, скоро начнется, ветер.

Клестам никакие морозы не страшны. Если на хвойных деревьях много шишек, птицы деловито строят гнездо и выводят птенцов, которые вскоре вылетают прямо на мороз. Пока самка занимается строитель

ством, самец таскает ей пищу, кормит из клюва и поет. И, как всякий плохой певец, поет долго, самозабвенно. В морозном лесном воздухе раздается пронзительный свист, чередующийся с затихающим скрипом.

Тихо в лесу. Кажется, что жизнь в нем замерла до будущей весны. Лишь тонкое попискивание синичек да глухой перестук лесного лекаря дятла вносят некоторое оживление в сонные владения Берендея. Но вот с вершины клена раздается мелодичное посвистывание. Сквозь голые ветви нетрудно разглядеть красные и серые пушистые шарики. Это снегири. Без этих птиц трудно представить зимнюю картину нашего леса.

Несмотря на кажущуюся неуклюжесть, птицы проявляют ловкость, подвешиваясь в замысловатых позах к самым тонким веточкам, склевывая семена и ягоды. По земле снегири передвигаются быстрыми и короткими прыжками.

Печальному посвисту снегирей вторит тихая песенка: «свири-свири-свири-стии...» Это с севера прилетели к нам свиристели, которых за красоту оперения в народе величают красава-ми. Десятки и даже сотни птиц совершают налеты на

рябину, боярышник, калину или заросли шиповника и начинают жадно заглатывать ягоды. Через некоторое время все они с громким верещанием срываются с места и исчезают.

В декабре лоси сбрасывают рога. Старики — в начале месяца, молодые — во второй половине. Во время кратковременных оттепелей сохатые не хуже зайцев гложут горькую осиновую кору. Но главное их зимнее питание — молодые, богатые сахаром и витамином С веточки сосны, осины, ивы.

Чтобы передвигаться по рыхлому снегу, соболи стали пользоваться набитыми заячьими тропами. Многие хори переселились под хозяйственные постройки, где и ловят мышей. В теплых скирдах зимуют полевки.

Снежные «автографы» рассказывают о том, что под пологом леса продолжается самобытная жизнь. Впереди длинная зима, но после 22 декабря «хоть на воробьиный скок, да прибудет дня!». Издавна на Руси говорят: «Зима долга до срока». Пройдут два суровых месяца, и мы начнем замечать первые вешние приметы. А пока на Лыжи — ив лес, понаблюдать скрытую жизнь его обитателей, разобраться в белой лесной книге следов.

А. Калецкий,

кандидат биологических наук

^ЛГАКО

Таволга

Сейчас, но берегам рек лежит снег. Настоящий, белый и холодный. Но не только зимой расцвечиваются речные берега белым цветом. Летом, в июне — июле, они тоже одеваются в этот цвет. Словно хлопья морской пены или снега накрыли темно-

зеленые заросли трав. Правда, этот снег не такой ослепительный, и оттенок у него слегка желтоватый, то ли от яркого солнца, то ли от зеленых листьев. Цветет таволга, или лабазник вязолистный.

Этот мощный многолетник с крепкими ребристыми стеблями бывает высотой от одного до двух метров. Листья у него прерывисто-перистые, плотные, темно-зеленого цвета, снизу они бывают опушены белым войлоком. Цветки мелкие, с желтовато-белым венчиком, собранные в крупные густые метелки, которые и напоминают хлопья снега или пены, осевшие на растении. Размно