Юный Натуралист 1987-11, страница 33

Юный Натуралист 1987-11, страница 33

31

На дворе зима с ее холодными ветрами, низким пасмурным небом. Давно ли клены были расцвечены огнем красок и березы щедро сыпали на землю золотые монетки листочков? Ранние сумерки, поздние рассветы и тишина... Не свиристит кузнечик, не слышно басовитого гудения шмеля и тонкого писка комаров.

Давно закончились летние хлопоты у насекомых и их коротенькая жизнь, порой длиной в одно лето. Кажется нам, что все умирает в страхе перед зимой, обещающей холод, голод. Так уж заведено в природе. Лето в наших краях сменяется зимой, и все живое готовится к ней заранее. Кто как умеет. Белочка вкусных орешков запасла, медведь беззаботно спит в берлоге до весны, заяц шубку сменил. А куда исчезли насекомые? Их на земле насчитывается больше миллиона видов, и каждый из них зимует по-своему, проявив при этом массу изобретательности, о чем интересно и полезно узнать.

Зимостойкость насекомых уникальна и не знает равных себе. Гусеницы огневок, охлажденные в лабораторных условиях до 190 градусов, превращаются в стекляшку, способную при падении разлететься на мелкие кусочки. Но после оттаивания гусеницы продолжают свое развитие, благополучно окукливаются.

Подросшие и повзрослевшие малыши медведки вполне самостоятельно устраиваются зимовать в теплых кучах навоза, в теплице или парнике. Сколько летом огорчений принесла огородникам их мамаша, на иждивении которой находилась вся ее многочисленная семья. Чтобы в одиночку прокормить триста душ прожорливых личинок, ей пришлось отрезать не один листочек рассады помидоров, капусты, всходов раннего картофеля. Предзимье очень удобный момент для борьбы с этим вредителем.

Остыла земля. Почувствовав приближение холодов, подготовилась к зиме личинка майского жука: среди корней деревьев устроила удобное ложе в виде пустой скорлупки, стенки по-хозяйски отштукатурила, чтобы не осыпались.

Семейка маленьких гусениц боярышницы тоже немало потрудилась над постройкой зимнего домика из сухого листочка, окутанного шелковой паутиной. Забрались все вовнутрь, прижались друг к другу и замерли.

Занесены ульи в омшаник. Оттуда до

носится чуть слышное сытое гудение. Много душистого меда в сотах припасено на зиму, хватит на всю многочисленную дружную пчелиную семью.

Не так уютно, как пчелы, зимует толстая шмелиха, покончившая с хлопотами по выращиванию потомства. Вроде бы очень серьезное насекомое, пользующееся заслуженным уважением у человека, а зиму проводит где попало. То в заброшенную норку мышки или суслика заберется. А то просто устраивается в скирде сена или соломы, не защищенная ничем, кроме своей мохнатой пушистой шубки. Сколько ей ни предлагали, она отказывается поселиться в маленьких искусственных «квартирках», подчиниться воле человека.

Непритязательны и комары. Укладываются спать до весны прямо на холодную сырую землю, под покрывалом из осенних листьев. Сейчас им не так уж холодно, а будет еще теплее, когда снежком припорошит. Для насекомых снег как теплое одеяло: под сугробом любая стужа им не страшна.

Домовитые муравьи трудились летом и очень добросовестно занимались благоустройством своего жилища — чистили и перекладывали куколок, убирали кладовые, множество вредных гусениц и личинок перетаскали они в гнездо. Теперь только остается запереть до весны все входы и выходы муравьиного «замка».

Не меньше хозяйственных способностей и у полевого сверчка. Строит он свой домик в земле, сооружая нечто вроде маленькой неглубокой цорки.

Красавица бабочка-крапивница (живет она целых три года) предпочитает забраться куда-нибудь под крышу. В щели под стрехой деревенского сарая куда надежней, чем где-то на дереве на семи ветрах. В ворохе сухих листьев где-нибудь в лесу под деревом притаились симпатичные божьи коровки. Выпал снег, укрыл их. Теперь они будут спать до весны.

Н. СЕЛИВАНОВА,

кандидат сельскохозяйственных наук