Юный Натуралист 1987-11, страница 36

Юный Натуралист 1987-11, страница 36

34

чи, мешающие воспринять главное — суть, характер предмета и твое к этому отношение. То есть «обобщение».

Но для того, чтобы «обобщать», нужно многое знать и уметь, постоянно делать наброски, изучать натуру, накапливать свои знания о животных. Это — главное. Мастерство всегда дается упорным трудом. И каждое произведение обязательно должно нести в себе твои мысли, чувства и «кусочек сердца». Если этого нет, произведение, как бы ни было оно мастеровито, только чистописание.

Художник обязан в каждом случае искать форму выражения своего впечатления. Надо стараться передать не только сходство с изображаемым предметом, а и свое отношение к тому, что изображаешь. Нужно честно, искренне передавать свои чувства. Только тогда творчество обретает форму неповторимую.

Искусство необходимо человеку для того, чтобы он «не ослеп», не утратил способности воспринимать и удивляться красоте природы.

— Что важно в работе: фантазия или точность изображения?

— В обучении мастерству техника неотделима от творчества. Попробуйте обучить синтаксису человека, который еще не умеет читать и писать слова. А не умеющий изобразить то, что видит, подобен человеку, не владеющему грамотой. Постичь «грамоту» рисунка — вот основная задача в начале обучения. И в то же время надо развивать творческое восприятие окружающего мира и постоянно искать способ выразить свое к нему отношение. В этом-то и отличие художника от ремесленника.

И никак не обойтись без анатомии. При рисовании животных нужны и верность глаза, и точный глазомер. Но все-таки анатомию лучше постигать путем наблюдения естественных движений животного, которые тесно связаны с его эмоциональным состоянием: интересом, настороженностью, материнским страхом за потомство. Очень важно верно схватывать эти движения — ведь животные не позируют.

Творчество — это десять процентов способностей и девяносто процентов пота. Без трудолюбия здесь нечего делать. В. А. Серов говорил: «Нужно уметь работать долго, но так, чтобы не чувствовалось пота». А это уже мастерство.

И помните, что искусство прежде всего

будит в человеке добрые чувства. Если, конечно, это настоящее искусство. Уважение, внимание ко всему, что создано природой,— основа человеческой культуры, основа гуманизма.

— Как лучше рисовать животных? Учиться на чучелах и скульптурах или же рисовать с натуры?

— Никогда не следует рисовать с чучел, ибо более мертвой натуры выдумать нельзя.

В художественных школах обучаются, рисуя предметы статические или людей-натурщиков, которые способны часами держать нужную позу.

Учиться рисовать зверей нужно совсем иначе. Это натура движущаяся, динамичная, и метод обучения здесь нужен совсем другой. Набросок является основой овладения способностью выразить характер зверя. Именно характер. И еще его, зверя, состояние, чувства, реакции.

— Как должен работать начинающий художник?

— Нужно усвоить твердо, что только труд систематический и постоянный, ежедневный, тренировка в установлении контакта между глазом и рукой помогут на пути постижения мастерства. Рисунок — основа изобразительного искусства, независимо от того, живопись это или скульптура, графика или архитектура. Рисовать, рисовать и рисовать!

Наброски, сделанные с натуры,— это для анималиста ценнейший материал для будущей работы. Их обязательно нужно сохранять и накапливать. У меня тысячи рисунков, в папках — волки, медведи, зубры, бизоны. Это мой хлеб насущный. Не может быть анималиста, не владеющего наброском. Чаще общайся с природой. Посещай зоопарк. Но не только зоопарк может быть местом для изучения повадок животных. У анималиста всегда с собой должен быть карандаш и альбомчик для зарисовок. Куры, лошади, коровы, гуси, кошки, кролики — словом, всякая домашняя живность тоже натура для анималиста. Необходимо изображать травы, ветки деревьев — это помогает постигнуть смысл ритмической характеристики. А ритм в рисунке — основа всего. Ритм, пластика и композиция — вот на чем держится всякое художественное произведение!

— Ваши любимые художники-анималисты?

— Мой учитель известный советский