Юный Натуралист 1987-11, страница 39

Юный Натуралист 1987-11, страница 39

37

ВСЕМ ОЛЕНЯМ ОЛЕНЬ

Казалось, я иду по необыкновенно толстому и поэтому очень мягкому и упругому ковру: сапоги чуть-чуть опускались в бархатную зелень, и она тут же выталкивала их обратно. То слева, то справа попадались крошечные кустики, которые настойчиво подманивали к себе блестящими розово-красными ягодами. И вдруг невдалеке я увидела что-то светлое. Присмотрелась и не поверила глазам: рог лося! Придя в себя от радости, подняла его. Огромный рог, похожий на лопату с отходящими от нее «пальцами», был тяжел. Я положила его на место и, стоя рядом, пыталась представить себе, как выглядел его хозяин. Конечно, он был великаном, может быть, даже достиг великанского предела. Самые крупные лоси вырастают в длину на три метра, вышина в плечах у них — два с лишним метра, а весят они больше полтонны.

Хозяин рога оставил здесь свою красу давно. При ближайшем рассмотрении выяснилось: я не была первой, кто, увидев рог, обрадовался. Нашли его сначала мыши или их собратья с острыми и прочными зубами'. Нашли и принялись грызть. Из одиннадцати его «пальцев» два снизу съедены до самой лопаты, от третьего осталась половина. Может, кто-то и скажет мне: «Не товарный вид у твоей находки, мыши съели отростки». «Ну и пусть съели,— подумала я,— этим он и бесценен».

От Архангельской области рог проехал со мной до Москвы. И теперь, когда смотрю на него, я думаю об удивительной судьбе лосей — этих самых больших оленей среди всех живущих на Земле.

На такого крупного зверя, как лось, нельзя не обратить внимания. И охотиться на него начали еще древние люди. В бронзовом и железном веках лосятина занимала одно из первых мест в питании племен, живших в лесной и лесостепной зонах Восточной Европы. Лосятина вкусна и очень полезна. Нужно съесть всего сто граммов ее в день, чтобы полностью удовлетворить потребность в витаминах. Но лось дает не только мясо. От хорошо упитанного зверя получают больше тридцати килограммов внутреннего сала и подкожного жира. С давних времен жители Дальнего Востока и Сибири делали и до сих пор делают из крови лося колбасу. Из неоко-стеневших рогов его готовили студень, им лечили больных туберкулезом. Шла в ход и толстая кожа ног — камус. Из него шили и шьют прочную обувь, им же подбивают охотничьи лыжи, чтобы они лучше скользили и не позволяли лыжнику скатываться при подъеме в гору. А из кожи самого лося можно выде

лать великолепную замшу, сшить куртку, брюки, рукавицы. Лосиные кожи долго служили человеку основной одеждой. Штаны из лосиной замши носили в русской армии гренадеры и гусары.

Лось — зверь ценный во всех отношениях. И масштабы легальных и нелегальных охот были огромны. В конце прошлого столетия и в начале нынешнего за год добывали не меньше семидесяти-восьмидесяти тысяч животных. Первая мировая и гражданская войны усугубили положение. Лось оказался на грани полного уничтожения в большинстве губерний России.

Изменилось все только после Великой Октябрьской революции. В стране была чрезвычайно тяжелая ситуация, однако 27 мая 1 919 года выходит постановление Совнаркома РСФСР «О сроках охоты и праве на охотничье ружье». Подписал его Владимир Ильич Ленин, а основой ему послужили материалы, которые подготовили зоологи Московского университета. Декрет этот запрещал охоту на лосей в течение всего года. А 24 августа 1921 года по указанию В. И. Ленина были разработаны «Правила производства охоты, ее сроки и способы». Отныне все дикие звери и птицы, которые находились на территории нашей страны, рассматривались как достояние республики, а правильное их использование — как одна из важнейших задач народного хозяйства.

В начале двадцатых годов увидеть след лося в каком-нибудь районе европейской части СССР считалось большой удачей. Получив же «охранную грамоту», лоси постепенно пополняли свои ряды. А в сороковые годы они начали расселяться по всем направлениям, и южная граница области их обитания отодвинулась на двести, на четыреста километров. Но грянула Великая Отечественная война. И опять в стране, особенно в западных и центральных районах, лосей стало мало. Кончилась война. Разрушенные города и поселки, сгоревшие дотла деревни, голод. Однако снова строжайше запрещено охотиться на лося. Исключение составляют одиннадцать областей, Красноярский, Хабаровский, Приморский края, Тувинская и Якутская АССР, где