Юный Натуралист 1987-11, страница 40

Юный Натуралист 1987-11, страница 40

38

разрешалось добывать определенное количество лосей.

Шло время. И вот наступили пятидесятые годы. В Московской области, в которой в 1929 году насчитали около двухсот лосей, теперь их пятнадцать тысяч. И так повсюду. Лоси обосновываются все в новых и новых районах. Они добираются до сухих степей, начинают заселять Кавказ, где их не стало в начале прошлого века. Они возвращаются в низовья Дона, откуда исчезли еще раньше, осваиваются в лесотундре.

Что после этого можно сказать? Разве лось — не всем оленям олень? Кто еще из его близких родственников одинаково хорошо чувствует себя и в южных лесах, и в Заполярье? Кто еще так легко может приспосабливаться к самым разным условиям жизни?

Вот эта черта лося да и незлобивый нрав издавна вызывали у людей желание одомашнить его. В 1949 году при Печоро-Илычском заповеднике была создана первая 8 мире лосеферма. Позже появились другие. Наблюдения за прирученными животными позволили лучше изучить лося, узнать особенности его поведения. Кроме того, выяснилось: в год лосиха способна дать четыреста тридцать литров молока, молока необыкновенного. Оно сильно напоминает коровьи сливки и не скисает долго даже в жару. Лосиное молоко питательное, судя по всему, им можно лечить такие заболевания, как рахит, язвенная болезнь, туберкулез.

Человек, впервые увидевший лося, не может не поразиться: уж очень необычный это зверь. Туловище у него довольно короткое, мощное, грудь широкая, голова узкая, вытянутая вперед и горбоносая, а под головой у него — «серьга». Глянешь на серьгу одного лося — похожа на кисточку, глянешь на серьгу другого — напоминает клин. Серьги «носят» и лоси и лосихи. У лосей они крупнее: в длину вырастают на сорок сантиметров. Однако в Канаде жила лосиха, у которой серьга занимала почти метр. Зачем лосям серьги? Точно это неизвестно. Может быть, бросив взгляд на них, лоси что-то узнают друг о друге. А может быть, серьги помогают им переносить сильные морозы.

Лосиные серьги — пока загадка. А вот на вопрос: «Зачем нужны им на редкость длинные ноги?» — ответ готов. Имея такие ноги, их обладатели могут спокойно идти по снегу, высота которого полметра. Лосю не страшны ни буреломы, ни, казалось бы, непроходимые топи. Он переставляет свои ноги почти вертикально. Вдобавок у него, кроме обычных копыт, есть и боковые копытца: достаточно большие, низко сидящие. Пойдет лось по болоту — площадь опоры увеличится.

Он без труда пробирается там, где никакой другой крупный зверь не пройдет. Но бегает редко. А если все-таки понесется галопом, разовьет скорость тридцать километров в час. Оставив позади метров двести, он перейдет

на быструю рысь, и скорость тогда уменьшится в три раза. А возникнет необходимость — лось перепрыгнет через канаву, длина которой четыре метра. Специалист он и по прыжкам в высоту. Двухметровая изгородь для него не преграда. Не остановят его и поваленные деревья: он проползет под ними.

На этом достоинства лося не кончаются. Он — великолепный пловец. Летом в Лапландском заповеднике плывущий лось — вовсе не редкость. В Рыбинском водохранилище был установлен рекорд: лось проплыл двадцать километров.

Хороший пловец должен уметь и нырять. Лось в этом не подкачает. Он может пробыть под водой целых полминуты. А из-под воды появляется обязательно с пучком рдеста — любимой своей еды. Но если существует возможность достать рдест и нитчатые водоросли не ныряя, лось просто погрузит свою голову в воду на метр и будет срывать растения.

Что-что, а аппетит у лося отменный. Если взвесить все, что он отправляет в свой желудок за зиму, гиря понадобится неимоверно большая: три тонны. В печорской тайге лось справляется летом за день с тридцатью, а то и сорока килограммами пищи. Меню лося поразительно разнообразно: опята, маслята, грузди, рыжики, древесные лишайники, топя-ной и лесной хвощи, калужница, брусника, иван-чай, можжевельник, береза. Одних растений в меню лося входит не меньше трехсот пятидесяти пяти видов. Лось без всякого вреда для себя ест мухомор. Ест он ландыши, чемерицу, купену и еще шестьдесят семь видов ядовитых растений. Однако лось быстро погибает, если лишить его коры ивы, осины, рябины, в которой содержатся дубильные вещества. Они-то, по всей вероятности, и обезвреживают яды, попадающие в его желудок.

Привычка есть растения, в которых можно обнаружить ядовитые и дубильные вещества, возникла не сразу, а приобретена она давно. Предки современных лосей, которые жили в Европе и в Азии, стали обособляться от других жвачных животных больше сорока миллионов лет назад. Древнейшие лоси появились на Земле два с половиной миллиона лет назад. А если отсчитать от наших дней восемьдесят тысяч лет, окажется, что тогда огромную территорию, которая протянулась от Британских островов до низовьев Колымы и от сорок пятого до семьдесят первого градуса северной широты, занимали здоровенные широколобые лоси с размахом рогов два с половиной метра. Жили они не стадами, а в одиночку. Лоси, которые уже почти ничем не отличались от теперешних, ходили по Земле примерно сто пятьдесят тысяч лет назад. Их современниками были шерстистые носороги и мамонты.

Сохранить лосей, увеличить их количество — эта проблема теперь отошла в прошлое: