Юный Натуралист 1981-01, страница 26

Юный Натуралист 1981-01, страница 26

вот

КАКАЯ ВОДОРОСЛЬ!

Однажды во время плавания в северной части Тихого океана наш корабль подошел к небольшому острову. Спустили шлюпку на воду, сели на весла, стали грести. Берег все ближе и ближе. И вдруг натыкаемся на препятствие: впереди вдоль всего берега широкой улицей тянется темная вода. Да это же водоросли плавают. Густые-густые заросли. Какие же это водоросли на такой-то глубине растут! Попытались мы через эту «водорослевую улицу» поперек на шлюпке пройти. Куда там, весла сразу запутались в густых переплетениях растений. Лодка остановилась — ни туда ни сюда — такие были они толстые, крепкие, длинные-предлинные. И не тонут. Разорвать их оказалось тоже невозможно, сил не хватило. Пришлось нам вернуться обратно на корабль.

Полезли сразу в книжки. Определили, что это заросли гигантской морской водоросли — макроцистис. Название у нее греческое, а по-русски будет так: «макрос» — большой, длинный, «цистис» — пузырь — длинная пузырчатая водоросль. Или просто пузырчатка.

Взяли мы на камбузе острый нож, поплыли опять к зарослям и с большим трудом отрезали, скорее даже отпилили кусок водоросли. Старались подлиннее, побольше выбрать. Тяжеленным кусок оказался. Еле-еле его в шлюпку втроем втянули.

Вернулись, разложили пузырчатку на палубе. Вот она какая! Темно-коричневого, почти шоколадного цвета. Недаром ее называют еще бурой водорослью. Большущая — посередине вроде толстый стебель, а на нем

длинные заостренные на концах пластины, похожие на листья, толстые и скользкие, как будто слизью покрыты. Но ведь настоящих-то листьев у водорослей не бывает. Когда мы ее растрясли, распутали и как следует растянули, то из нее со всех сторон посыпались, поползли, запрыгали, закувыркались по палубе разные мелкие морские животные. Принесли банку, налили морской воды и всех, кого поймали, опустили туда. Потом внимательно осмотрели листовидные пластины и собрали еще много всякой живности. Банка оказалось полной, пришлось принести вторую.

Кого здесь только не было! И мальки разных рыб; моллюски в разноцветных раковинках, как наши сухопутные улитки, и вовсе без раковин — голые, как слизни; маленькие кальмары; крохотные осьминоги, величиной с горошину, и креветки самой разной формы и всех цветов: и красные, и желтые, и зеленые, и фиолетовые с золотыми пятнышками, и прозрачные в мелкую красную крапинку. Нашли несколько крабиков. Они тоже были разные. У одних толстые и короткие клешни, у других длинные и тонкие. Были крабики, незаметно окрашенные — серые, коричневатые, а были яркие — красные, фиолетовые.

Когда ученые всех животных определили, оказалось, что на этом куске гигантской водоросли было 43 вида животных. Целый морской зоопарк! Поэтому и любят садиться на водоросли морские птицы, они находят там для себя самую разнообразную пищу. Рыбы морские тоже подходят к зарослям целыми стаями. Одни ищут для себя убежище — скрываются от врагов, другие за пищей — мелких морских животных тут в изобилии, третьи приходят метать икру. Рыбам такие места очень удобны: они прикрепляют свои икринки к листовым пластинам водорослей и уплывают. Икринки постепенно развиваются — вода кругом чистая, богатая кислородом, и личинкам рыб легко дышать. Когда из икринок выйдут малюсенькие рыбки, среди водорослей им легче будет укрыться от врагов, да и корма будет всегда достаточно. Став взрослыми, рыбы не забудут этого места и обязательно вернутся именно сюда метать икру. Среди плавающих водорослей любит понежиться калан — морская выдра, обитающая только в северной половине Тихого океана.

Мама-каланиха ложится спиной на мягкие водоросли, а малыш уютно пристраивается у нее на пушистой теплой груди, и качаются они на волнах. Когда мама проголодается и ей нужно нырнуть на дно, чтобы найти несколько штук морских ежей или вкусную раковину, она кладет своего малыша, как в люльку, на плавающие водоросли да еще длинным «листом» морской капусты, как ленточкой, привяжет, чтобы течение не унесло.

На следующий день мы все-таки высадились на остров и нашли там выброшенные

штормом целые кусты макроцистиса. Выбрали один, растянули с большим трудом и измерили. Длина оказалась 57 метров — это высота двадцатиэтажного дома.

У водорослей нет толстых, длинных и разветвленных корней, как у деревьев. Они прикрепляются коротенькими выростами-ризоидами. Они и заменяют морским гигантам корни. На конце каждого выроста находится утолщение, как будто маленькая подушечка, которая действует как присоска, крепко ухватываясь за камень или подводную скалу. Оторвать ее очень трудно. Когда мы растягивали на берегу куст, справиться с ним было очень тяжело. Весил он не меньше ста килограммов. А ведь он плавал! Но недаром же эту водоросль назвали пузырчаткой. Возле каждой пластины находится пузырь величиной с крупное яблоко. Оболочка у него толстая, не проколешь! Надут он туго-туго каким-то газом, который водоросль сама вырабатывает. Таких «воздушных шариков» у макроцистиса много. Они-то и удерживают растение на поверхности воды. Кроме того, в море вода соленая, а поэтому очень плотная. В море легко плавать. Плотная вода сама поддерживает морских животных. Им не надо тратить много сил, чтобы двигаться. Поэтому на земле они не могли бы существовать — их раздавила бы собственная тяжесть. А в соленой воде эти великаны находятся как бы в невесомости, как в космосе.

Размножается гигантская водоросль спорами. Они называются еще зооспорами, так как могут самостоятельно двигаться в воде, неторопливо шевеля, как маленькими веслами, крошечными ресничками-жгутиками. Попав в подходящее место, спора прорастает, жгутики отмирают, появляется маленькое самостоятельное растение. Оно прикрепляется к какому-нибудь камню и одевается в твердую оболочку. Растет макроцистис быстро. За день удлиняется на 5—10 сантиметров.

Водоросль эту широко используют в сельском хозяйстве как удобрение и на корм скоту. Из нее добывают йод, альгинит — вещество, которое употребляется в текстильной, автомобильной, лакокрасочной и других отраслях промышленности. Там, где растет макроцистис, морская вода всегда чистая, так как водоросли способны задерживать загрязняющие вещества. Словом, гигантская водоросль приносит человеку большую пользу.

Вот какое интересное растение живет в Тихом океане.

С. КЛУМОВ Рис. М. Сергеевой

*

V