Юный Натуралист 1988-06, страница 25

Юный Натуралист 1988-06, страница 25

24

25

преподавал биологию в техникуме и школе. Сейчас он на пенсии, но продолжает руководить кружком юных натуралистов в сельской школе.

В САМОМ НАЧАЛЕ

На этой фотографии (публикуется впервые) запечатлен момент, когда группа членов студенческого кружка любителей естествознания при Сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева посетила 19 мая 1929 года агробиостан-цию. В центре сидит П. П. Смолин. Рядом слева — Ю. Васильев (председатель кружка). Стоят (слева направо) — М. Папорков и А. Пехото. Нам хотелось обменяться опытом работы. Петр Петрович Смолин познакомил нас с работой биологической станции и кружка юных натуралистов, мы, в свою очередь, рассказали о своей.

Кружок любителей естествознания был создан Н. И. Вавиловым в 1909 году, когда он был еще студентом. В 1929 году отмечали 20-летие кружка. На юбилей, тогда уже академик, Н. И. Вавилов при

ехать не смог, так как уезжал в очередную экспедицию, но кружковцам прислал поздравление и библиотечку своих трудов.

В то время кружком любителей естествознания руководили профессор кафедры ботаники Тимирязевки В. И. Талиев и доцент кафедры защиты растений В. В. Карпов. Каждый из кружковцев по избранной теме вел исследовательскую работу. Подбирал литературу, консультировался со специалистами,отчитывался о проделанной работе. Я наблюдал за голыми слизнями — вредителями полей и огородов. Е. Шумаков изучал жужелиц. Большая работа проводилась по орнитологии. В парке и лесной даче академии создали большой птичий городок. Развесили много птичьих домиков с открывающимися крышками. Кружковцы вели учет заселения домиков, наблюдали за поселившимися пернатыми, регулярно взвешивали птенцов, незадолго до вылета кольцевали их. Однажды из бюро кольцевания сообщили, что одного нашего питомца — мухоловку-пеструшку — отняли у кошки близ... Парижа. Мы гордились тем, что помогаем ученым в

ш

выяснении перелетных путей и мест зимовки птиц, и к работе относились серьезно.

Помню, что при посещении биостанции П. П. Смолин поразил нас своей неутомимой энергией, феноменальной памятью, огромной эрудицией. Беседа с Петром Петровичем вселила особую любовь к естествознанию, нацелила на дальнейшую исследовательскую работу и имела решающее значение при выборе многими из нас специальности.

От имени всех Почемучек сердечно поздравляем дорогих ветеранов юннатского движения с нашим общим праздником!

Нынешние юннаты, следуя опыту своих предшественников, могут оказать большую помощь близлежащим заповедникам в проведении фенологических наблюдений. Сведения о сезонных изменениях, собранные на охраняемых территориях, могут быть очень полезными, недаром они называются «Летописью природы».

Биолог Надежда Константиновна Нос-кова, которая работала в заповеднике, расположенном на Севере, в самом сердце нефтяных разработок, рассказывает о наблюдениях, сделанных ею всего за одни сутки.

ГРИБЫ ПОД СНЕГОМ

Порой случается такое поздней осенью — последние грибы и первый снег. Но мы-то наблюдали это в начале июня, когда по календарю весна уступает место лету. Это было наше первое лето на севере Тюменской области, в Юган-ском государственном заповеднике, расположенном в подзоне средней тайги Западной Сибири. Здесь больше болот, чем тайги, а реки так извилисты, что можно долго плыть на лодке и оставаться почти на том же месте.

Мы идем на моторной лодке по реке Негус-Ях — притоку Большого Югана, на берегу которого, в поселке Угут, и находится усадьба заповедника. Мотором управляет помощник лесничего. Для нас, москвичей, здесь все ново и интересно — огромные безлюдные пространства, ежедневная непредсказуемая смена погоды, деревья с едва проклюнувшимися листочками в то время, как почти всюду уже

царит буйство зелени и других ярких красок.

Нам предстоит вести календарь природы — следить за ходом ее развития, выяснить, что с чем связано, что за чем следует, что от чего зависит.

В день нашего похода погода выдалась отличная — на небе ни облачка, лес начал покрываться слабой зеленой дымкой. Часа через три причаливаем к берегу, где стоит избушка лесничества — наш приют. Отсюда мы должны прокладывать маршруты для обследования территории заповедника. Быстро разводим костер, варим чай, обедаем и отправляемся вдоль речки Ай-Пеу. Отмечаем начало активной вегетации таежных растений — чемерицы, купальницы. У хохлаток едва заметны крошечные бутончики. Набухли, но не раскрылись бутоны калужницы. Огромные муравейники оживлены, но с ними приключилась какая-то беда — некоторые совсем разворочены, с некоторых сняты верхние пласты. Наверняка хозяйничал медведь.

Внимательно присматриваемся к моховым кочкам — ну так и есть: вот отчетли

вый, совсем свежий медвежии след. Ищем еще следы, и вдруг — словно теплой волной окутало, возникло ощущение чего-то очень знакомого, родного — среди мха мелькнула коричневая кудрявая шапочка сморчка.

Оглядываемся вокруг — вот еще несколько кудрявых головок. Можно бы и собрать грибы — мы еще не на территории заповедника, но уж слишком малы, пусть подрастут. Отмечаем в полевых дневниках дату появления сморчков —