Юный Натуралист 1988-06, страница 24

Юный Натуралист 1988-06, страница 24

23

«Пишет вам юннат кружка экологии Саратовской областной станции юных натуралистов, ученик 9-го класса Вячеслав Беспалов. Я очень люблю природу и увлекаюсь энтомологией.

Наш кружок активно участвует в работе Клуба Почемучек. Вы просили рассказать о нашей работе по изучению кормовой базы дрофы, которую мы проводили под руководством специалистов заказника. Выполняю просьбу».

САЛАТ ДЛЯ ДРОФЕНКА

Почти каждый год наш кружок выезжает в экспедиции — мы изучаем природу охраняемых территорий Саратовской области. Побывали и в степном заказнике «Саратовский», где занимаются охраной и разведением дрофы и стрепета — птиц редких, занесенных в Красную книгу СССР. Ознакомились с природными условиями обитания дрофы.

Вот как, например, мы изучали кормовую базу дрофы: в различных типах растительности на специальных учетных площадках размером в квадратный метр проводили видовой и количественный учет насекомых. Больше всего их было в полынно-типчаковой и острецово-полын-ной степях. На такие участки приходилось до 56 тысяч насекомых (в пересчете на один гектар), среди которых 80 процентов составляли саранчовые — кобылки, прус. К сожалению, таких участков в заказнике мало, так как почти вся территория либо распахана, либо используется как пастбище для скота, вытоптана.

В посевах зерновых культур насекомых значительно меньше.

И все же в энтомофауне заказника «Саратовский» мы отметили 86 видов крупных насекомых, пригодных в пищу дрофе.

Самой интересной была работа в дрофином питомнике. Дрофята жили в трех вольерах. В первой — самые маленькие (от рождения до двухнедельного возраста), во второй — средние и в третьей — старшие. Мы по очереди убирали в вольерах, кормили и поили птенцов, следили за чистотой их посуды, собирали крапиву, одуванчики, латук, тысячелистник и готовили для них любимый салат, делали смесь из творога и комбикорма.

Малыши очень забавны. Недельный дрофенок весь желтенький, с коричневыми пятнышками; большие глаза на маленькой круглой голове, как крупные черные бусины; шейка длинная, слабо опушенная; большой желтый клюв толстый и упругий. На слабеньких тонких ножках дрофята держатся еле-еле, лапки переходят в мохнатые пуховые штанишки, вместо хвоста — пушистая шишечка. В первые дни птенцы едят и пьют мало, больше спят. Если они долго не брали корм, мы клали кусочек на кончик пальца', и птенец брал еду, как с клюва матери. Спали малыши под самой лампой, сбившись в кучу и положив головки друг на друга.

Птенцы диких птиц, выведенные в инкубаторах, совсем не боялись людей, они бросались к нам, как только мы появлялись в вольерах, доверчиво брали из рук лакомства.

Дух исследовательства, наставничества — характерная черта юннатского движения с первых его шагов в нашей стране.

Начиналось оно тоже с кружков, которые возглавляли настоящие Учителя: Б. В. Всесвятский, П. П. Смолин, В. Г. Дормидонтов. Педагоги — наставники с большой буквы, они нацеливали ребят на творческий поиск, принятие самостоятельных решений, достижение поставленной цели.

Вот какое письмо и фотографию прислал в Клуб один из участников юннатского движения 20-х годов — М. А. Па-порков. Михаил Алексеевич увлекается орнитологией, 50 лет ведет фенологические наблюдения. Работал агрономом,