Юный Натуралист 1973-12, страница 9

Юный Натуралист 1973-12, страница 9

цам, крупным хищным рыбам не продраться сквозь заросли гиацинта. Даже аллигаторы покинули водоему, где особенно разрослась эйхорния. Только некоторые насекомые, немногие мелкие хищные рыбы и мелкие змеи приспособились жить в ее зарослях. В результате резко изменилась Жизнь водоемов.

Похожие эпидемии возникают и при неосторожном ввозе животных. Ниагарский водопад, низвергаясь с огромной высоты, являлся надежным препятствием для проникновения водных организмов из нижних Великих озер в верхние. В озеро Онтарио и реку Святого Лаврентия исстари приходили на нерест миноги, крупные морские жители до метра в длину и до трех килограммов весом. Каждая самка откладывала от 26 до 170 тысяч икринок. Через 12 дней из них вылуплялись личинки. Они спокойно .кили, зарывшись в донный ил, четыре-пять лет, а затем, превратившись во взрослую миногу, уходили в Атлантический океан. Лишь немногие оставались в озере Онтарио.

Личинка миноги не приносит вреда озерам и рекам. Питается она микроскопическими существами и крохотными кусочками органического вещества и сама служит лакомым кормом для многих рыб. Зато взрослые миноги наносят огромный ущерб рыбному поголовью. Они нападают на крупных рыб, присасываются к телу и тянут соки до тех пор, пока не погубят их совсем. Американцы построили обводной канал Уэленд для судов в обход Ниагарского водопада. По этому каналу в озера Эри, Гурон, Мичиган и Верхнее проникли морские миноги. Теперь они стали откладывать икру в ручьи и реки, впадающие в эти озера, и уже не уходили жить в океан, превратившись в постоянных обитателей пресных вод. Расплодившись, миноги стали уничтожать огромное количество ценнейших рыб: форели, сига, налима, чукучана. Вскоре рыбаки на Великих озерах остались без работы. Бедствие усугублялось еще и

тем, что миногу, являющуюся в Европе признанным деликатесом, в Америке не едят и не ловят. Правительства Соединенных Штатов и Канады истратили огромные средства на борьбу с миногой. Армия ученых изучала ее жизнь, чтобы помочь уничтожить. Тридцать лет длилась борьба, строились электрические барьеры, при- * менялись яды, прежде чем были достигнуты первые успехи.

«Извержение» другого биологического вулкана охватило чуть ли не половину земного шара. В Восточной Африке живет самая большая наземная улитка ахатина. Ее раковина достигает в длину 23 сантиметров. Издавна улитка считается лакомым блюдом. За ней повсеместно охотятся, поэтому ахатина в Африке не очень многочисленна. В 1947 году английские гурманы завезли живых улиток в Индию.

Из Индии ахатина перебралась в Соединенные Штаты. Один американский школьник, возвращаясь со своими родителями из путешествия по Индии, захватил домой в Калифорнию двух улиток. Моллюски в домашнем зоопарке существа скучные. Вскоре мальчику они надоели, и он выпустил улиток в сад, а уже через несколько лет в Калифорнии останавливались поезда, возникали заторы на шоссейных дорогах, когда десятки тысяч улиток переползали с одного поля на другое.

Молодь ахатин приносит огромный вред сельскому хозяйству. Улитки поедают все подряд: и молодые побеги растений, и зрелые плоды, и клубнеплоды, цветочные почки бананов и других плодов. Под тяжестью взрослых улиток ломаются ветви деревьев. Даже мертвые моллюски приносят огромный вред. Их крупные раковины содержат много углекислого кальция Разрушаясь, они делают почву щелочной, и те растения, которым требуются кислые почвы, нельзя больше возделывать на зараженных ахатиной полях.

«Извержение» биологического вулкана еще не прекратилось. Ахатина продолжает

захватывать все новые районы земного шара. В 1936 году она появилась на Гавайских островах. Проникнуть в субтропические районы Европы и к нам на Кавказ моллюску препятствует строгая карантинная служба в портах и на границах государств.

Иногда бедствия вызывают самые, казалось бы, безобидные существа. Наши давно одомашненные сельскохозяйственные животные — свиньи, козы, лошади — в подходящих условиях быстро дичают и из полезных для человека превращаются во вредных. Рыбаки, мореходы, скупщики копры завезли коз на острова Марианского, Каролинского, Маршальского архипелагов. На пышных тропических кормах одичавшие козочки быстро расплодились. На крупных островах, где постоянно живут люди, на них систематически охотятся, и кое-где козье мясо является серьезным пополнением бедного белками обычного меню местных жителей. Там козы серьезным бедствием не стали. Хуже пришлось крохотным необитаемым островкам. Не имея врагов, козы расплодились так, что вскоре сожрали всю растительность. Некогда красивые скалистые островки, покрытые тропической растительностью, теперь стоят пустые. По голым камням бродят отощавшие козы, срывая каждый стебелек, как только он показывается из земли.

Страшным бедствием для маленьких остовов являются крысы, приплывающие на кораблях. Прожорливые грызуны уничтожают и растительность и животных. На большинстве океанических островов не было наземных хищников. Птицы, грызуны, насекомоядные не имели природных врагов, не умели прятаться от хищников. В результате они исчезли с лица земли, погибли в желудках крыс.

Пятнадцать лет назад в одном из озер Флориды (США) решили развести азиатских сомов. Чем-то эти рыбы понравились местным рыболовам. Неожиданно оказа

лось, что сомы способны совершать длительные прогулки по суше. Прожорливый хищник, истребив рыбу в озере, расселился в соседние водоемы и уничтожает в них все живое. Остановить наступление пока не удается.

Аналогичный случай произошел в нашей стране. В один из рыбхозов завезли с Дальнего Востока змееголова. Хотели с помощью этой рыбы очистить озера и пруды от мелкой сорной рыбы. Змееголов отлич-. но справился с задачей, а затем принялся пожирать молоденьких карпов. Разводить их стало невозможно. Чтобы уничтожить змееголова, решили временно осушить водоемы. Увы, змееголову это не повредило. Дальневосточная рыба умеет зарываться глубоко в ил и отлично себя там чувствует. Она способна пережить длительную засуху.

Биологические вулканы возникают и в наши дни. Мохнаторукий краб из Китая случайно был завезен в Европу. Первого краба в Эльбе поймали в 1912 году, второго два года спустя. Через 20 лет Эльба оказалась оккупированной крабами. Отсюда они начали расселяться вдоль берегов Балтийского и Северного морей. Пришелец уничтожает много рыбы. В погоне за рыбой крабы не упускают случая забраться в рыбацкие сети. Правда, не так много они ее успевают съесть, сколько испортят, да еще и порвут сети.

Мохнаторукие крабы живут в довольно глубоких норах. Они роют их, принося этим вред ничуть не меньший, чем когда уничтожают рыбу. Крабы портят берега каналов, разрушают плотины, а главное, бесчисленные дамбы Голландии, с помощью которых люди отвоевали у моря сотни гектаров земли.

В 1947 году биологический вулкан начал действовать в Черном море вдоль побережий Крыма и Кавказа. После окончания второй мировой войны в Новороссийский порт зачастили корабли, везущие грузы с Дальнего Востока. Видимо, на днищах этих кораблей и приплыли кладки икры

2*