Юный Натуралист 1973-12, страница 12

Юный Натуралист 1973-12, страница 12

15

рены здесь временем и стали традиционными. Но, как оказалось, есть на свете немало культур, особенно из числа выведенных за последние годы, которые успешно приживаются на Иссык-Куле, внося разнообразие в местное садоводство, улучшая его.

Сначала Федор Федорович и его помощники разыскивают их в научной литературе, которую получают и прочитывают в большом количестве. Отобрав по описаниям, они включают эти растения в план испытаний. И вот на участок начинают прибывать черенки. Из Белоруссии, Молдавии, Грузии, но чаще из различных республик Средней Азии. Четыре-пять лет идут испытания: на урожайность, на качество плодов, на морозоустойчивость, на устойчивость к вредителям, к засухе... А потом настает время экзаменов. В приемной комиссии — сотрудники участка и главные агрономы соседних совхозов и колхозов.

Дегустация проходит по всей строгости и с великой беспристрастностью.

— Каково мне было списывать яблоню шафран-китайку, мичуринский сорт? — говорит Федор Федорович. — Я сам мичуринец. Боролся за этот сорт. А вынужден был списать. Из-за резкой неравномерности плодов. До сорока процентов мелких плодов дает шафран-китайка в наших местах.

Пятерки у нас ни один сорт не получает, — продолжает он. — Ведь если получил пять, значит, все. Это предел, самая большая высота. Дальше селекционировать незачем. А предела для совершенства нет!

Антон Павлович Чехов писал: «...Подвижники нужны, как солнце. Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, они возбуждают, утешают и облагораживают».

Эти слова вспомнились мне, когда я покидала выращенный на недавнем пустыре фруктовый сад, отягощенный прекрасными плодами. Многие годы будет он расти. Многие годы будут плодоносить в окрестных колхозных и совхозных садах фруктовые деревья, получившие здесь путевку в жизнь, успешно выдержавшие тут экзамен.

Сколько людей с наслаждением станут есть ароматные, сочные груши, персики, сливы, алычу! Будут ли они знать о скромном человеке, который в трудах с радостью создал огромный сад, ввел в обиход новые плоды, к которым все уже так привыкли, что считают своими, исконными, и даже удивляются: «А разве раньше-то они у нас не родились? Это почему же?»

Хотелось бы, чтобы о человеке, который сделал столько доброго, знали.

Очень хотелось бы.

Е. Сурова