Юный Натуралист 1990-08, страница 39

Юный Натуралист 1990-08, страница 39

37

Если вы посмотрите на свежий пень серой ольхи, то уви- j дите, что поверхность спила — ярко-оранжевая, как апельсин. Правда, высыхая, древесина бледнеет. Но ольховые дрова все же не белые, а слегка оранжевые. Еще ярче древесина черной ольхи, обычной обитательницы низинного, заболоченного леса. Ее свежий пень почти красный. Черную ольху называют красным деревом Севера.

Однако цветная древесина у наших деревьев — редкость. Таких деревьев много в тропических лесах, там встречаются породы с черной, желтой, красной древесиной и даже фиолетовой.

У нашего очаровательного лесного цвета — сиреневого ятрышника, как и у всех других лесных орхидей, семена настолько мелки, что их с трудом можно разглядеть простым глазом. Не семена, а пылинки. Такие же мелкие семена созревают у всех видов грушанок, одноцветки (у этого маленького растения всегда один цветок, зато крупный), подъельника — замечательного лесного растения, совершенно лишенного зеленой окраски. Сочный стебель подъельника вместе с цветками и чешуевидными листьями однообразно окрашен в желтоватый цвет. Кажется, что растение вылеплено из воска.

Пылевидные семена у лесных растений — не случайность, а очень полезное при

способление к расселению. Дунешь — и полетели. Семе-на-пылинки легко подхватывает и переносит даже самый слабый ветерок в лесу, где почти никогда не бывает сильного ветра.

В лесу встречаются травянистые растения с таким твердым стеблем, который способен царапать сталь. Таков один из видов хвоща — хвощ зимующий (его стебель прекрасно переносит морозы, не погибает зимой). Жесткость хвощевого стебля определяется большим количеством кремнезема в его тканях. Шероховатый стебелек (он чуть потоньше карандаша) настолько тверд, что может служить напильником при заточке не очень твердой поверхности, им можно пользоваться как маникюрной пилочкой.

Лесной папоротник щитовник мужской нужно отнести к числу травянистых растений-долгожителей. Он растет 30—40 лет и дольше. Но как определить возраст папоротника? А очень просто. Ежегодно у него образуется весной новая розетка листьев, осенью же листья отмирают. Каждый отмерший лист оставляет на корневище своеобразный пенек — основание черешка. Подсчитав число пеньков, мы узнаем, сколько было у папоротника листьев в течение всей его жизни. В розетке их более или менее постоянное число. Если мы разделим число пеньков на число зеленых листьев, выросших в последнее лето, то и получим, возраст папоротника. Конечно, это не абсолютно точно, но все же достаточно достоверно.

В ярком осеннем лесу можно увидеть не только листопад, но и ветвепад. Под старой осиной поздней осенью нетрудно найти целый ворох живых упавших веточек. Сбрасывают живые веточки также дуб, вяз, некоторые ивы, тополя. Деревья намеренно избавляются от лишних, ненужных веток. Падая, такая веточка не обламывается, а отделяется от материнского ствола в определенном месте, предусмотренном природой. Для этого у основания ветки

образуется нарост, словно шляпка гвоздя. Сброшенная деревом ветка — короткая, с карандаш или чуть длиннее, на конце у нее — живая почка.

Лишайники — очень нежны и чувствительны. Растут они только там, где воздух чист и прозрачен, где не дымят машины и заводские

грубы, где не поднимаются в небо клубы сернистого газа. Лишайники, растущие на земле, на дереве или на камне,— это отличный показатель чистоты окружающей среды.

Рис. Г. Кованова