Юный Натуралист 1978-01, страница 13

Юный Натуралист 1978-01, страница 13

Вот уже 48 лет занимаюсь я селекцией картофеля и никогда не пожалел об избранном пути. Бывает, утром, не дожидаясь автобуса, отвозящего рабочих на наши опытные поля, идешь туда один четыре километра, спешишь начать трудовой день. Сотрудники смеются, что я, как юннат, по полям бегаю, но, когда человек одержим своей работой, годы, кажется, отступают.

У нас в новой Конституции сказано, что граждане СССР имеют право на труд, включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием.

Это право я прочувствовал всей своей жизнью. Родился я в полунищей дореволюционной деревне, в семье крестьянина. Отец считал меня догадливым, сноровистым мальчишкой и, чтоб был я ближе к земле, не хотел отдавать, как старших братьев и сестер, в школу. В школу я попал с большим запозданием, сразу в 4-й класс. Первое полугодие был последним учеником, зато к концу учебного года считался первым.

Не знаю, как сложилась бы моя судьба, если бы не Великий Октябрь, открывший бедняцкой молодежи путь в науку. Я поступил в сельскохозяйственную академию. Теперь я мог доказать отцу, что любить землю — это значит учиться ради нее и притом учиться всю жизнь. Трудно нам приходилось — много нового надо было узнать, а

ДЕРЗАНИЕ

СВОЙСТВЕННО

ЮНОСТИ

не хватало самых необходимых приборов, препаратов.

Другое дело сейчас. В распоряжении юннатов ныне большие опытные участки, лаборатории, методическая литература. Только, мне кажется, нынешнему поколению еще труднее, чем нашему. Быстрыми темпами движется вперед наука, техника. Это отражается и на селекции. Например, когда появился картофелеуборочный комбайн, сошел такой сорт, как Ритм. Слишком мягкие у него оказались клубни. А во время уборки отдельные клубни проходят восемнадцать метров падений и спусков.

Работа по выведению новых сортов картофеля ведется постоянно. В том числе и у нас в Белоруссии. Знаете, как красивы цветущие картофельные поля? Делянки будто пестрые лоскуты белых, розовых, сиреневых оттенков. Есть даже у нас один сорт с цветами яркими, красно-фиолетовыми, хоть рекомендуй его цветоводам для составления букетов.

Многое требуется от картофеля: и чтоб он на складах мог долго храниться, и на тарелке бы был вкусным. Вот и выходит, что селекционеры должны быть еще и кулинарами. Новый сорт картофеля обязательно варят и кладут на сутки, смотрят: не почернел ли он, можно ли его есть. Без картофеля мы себе жизни не представляем, значит, должен он быть вкусным. Любим мы, чтоб на тарелке картошка рассыпчатой была, потому-то