Юный Натуралист 1978-03, страница 45

Юный Натуралист 1978-03, страница 45

43

водках в среднем на 2,6 меньше, чем в начале лета. Эти данные и наш вывод имеют значение для охотничьего промысла. Устанавливая нормы отстрела, иногда считают, что у рябчика приплод за год на одну самку равен числу яиц, которое она несет (8—10 штук). Действительный приплод, по нашим данным, гораздо меньше — в среднем он менее 3,2 рябчика на 1 матку, так как мы не приняли в расчет, что некоторые рябушки могли полностью потерять выводок 'или кладку яиц и не попали в наши записи. Но, может быть, наши цифры верны только для нынешнего года и гибель рябчат была чисто случайным явлением?

Беремся за наши записи, сделанные за два предыдущих года, обрабатываем их совершенно тем же методом. Цифры получаются близкие — во всех случаях количество рябчат почти вдвое сокращается за время с июня по август. Теперь уже ясно: мы установили определенную закономерность — значительную гибель молодых рябчиков в выводках. Но мало констатировать закономерность, нам нужно знать причину гибели рыженьких пушистых цыплят, из которых к осени могла бы вырасти отличная дичь.

Снова обращаемся к дневникам. Их записи как будто говорят о том, что в холодное, дождливое лето молодых рябчиков сохранилось меньше, чем в сухое. Мы находим два-три наблюдения над успешным нападением на рябчат рыжего лесного канюка и большой черноглазой совы — длиннохвостой неясыти. Возникает тема для новых наблюдений: влияние условий весенней и летней погоды ;и разбойничьих нападений хищников на смертность молодых рябчиков. Разрозненные записи дневника помогают наметить правильный путь для наблюдений за выводками рябчиков в ближайшее лето.

Вот еще пример. Поздней осенью на наши поля и степи прилетает с севера, из тундры, ширококрылый и медлительный хищник — канюк-зимняк. Всю зиму северные канюки усердно вылавливают мышей на полях Украины, Поволжья и Северного Кавказа. В желудке канюка нередко бывает 15—20 полевок, пойманных за одну охоту. Всем бы хороши эти красивые хищники и для полей очень полезны, но вот беда — далеко не каждый год они прилетают к нам на зимовку в достаточно большом количестве. Иногда мышей много — зимняков нет; а другой год мышей мало — канюков налетит множество, и приходится им из-за недостатка обычного корма хватать куропаток и подорожников.

В ученых орнитологических трудах обычно писали, что много зимняков в средней полосе бывает только в суровые зимы.

Я в этом усомнился и для проверки обработал записи своих дневников за 1914— 1922 годы, которые вел я в городе Горьком.

Из записей выяснилось, что большое количество зимняков прилетает к нам в каждый третий или четвертый год, а в промежутках их бывает очень мало. Суровая или мягкая была зима — это не имеет большого значения. Все дело в том, что на севере не каждый год бывает достаточно много пеструшек — обычного корма зимняка. Когда расплодятся пеструшки, тогда зимняки сыты и, в свою очередь, хорошо размножаются. В такие годы много этих хищников прилетает «а юг. В годы, голодные для тундровых хищников, число их сокращается; зимняков мало, и полевые мыши на Украине спокойно проводят зиму. Так жизнь грызунов на полях юга и средней полосы в некоторой степени зависит от того, насколько успешно размножились их родичи на севере.

Так обработка дневниковых записей помогает отыскивать свой ошибки в методах наблюдений и в технике ведения самих записей. Законченный дневник нельзя оставлять необработанным: над «им стоит немного потрудиться, и автор записей сам убедится, как много это ему даст.

Если вести записи в дневнике кое-как, собирать наблюдения наудачу, как придется, то и при тщательной обработке дневника трудно добиться интересных результатов. Лучше заранее составить себе план работы, собирать не случайные факты, а настойчиво подбирать те наблюдения, которые могут дать ответ на определенные вопросы. Во многих научных книгах, кроме методических указаний, можно найти и программы для ведения наблюдений за зверями, лтицами, рыбами, насекомыми и растениями. Эти программы могут облегчить составление плана начинающему натуралисту.

Но по мере того как будет накапливаться личный опыт исследовательской работы, нужда в таких программах минует сама собой. У натуралиста появится самое важное в его работе: умение ставить природе вопросы и добиваться от нее нужных ответов. А каждый удачный ответ, раскрывающий маленькую тайну природы, будет вызывать множество новых вопросов и манить все дальше и дальше по увлекательному 1пути исследователя, 0