Юный Натуралист 1978-03, страница 43

Юный Натуралист 1978-03, страница 43
Про пауна-вори шну

Специальность доктора Фрица Фолл-рата — арахнология. Это значит, что свою жизнь он посвятил изучению пауков. Направившись в экспедицию в дебри лесов Панамы, где живет множество его подопечных, он обнаружил, что между ними иной раз существуют очень странные взаимоотношения.

Вот, например, паучок аргиродес старается поселиться где-нибудь неподалеку от более крупного своего собрата — нефила клавипеса (оба они живут только в тропиках, в нашей стране не встречаются, и русского названия у них нет).

Тут, оказывается, дело вовсе не в соседской дружбе. Даже скорее наоборот: стоит клавипесу построить свою большую ловчую сеть, как суетливый аргиродес исподтишка прицепляет к ней несколько своих ниточек. Противоположный конец каждой нитки аргиродес прикрепляет к своему телу. Когда фруктовая мушка, москит или другое мелкое насекомое попадает в паутину, клавипес на это не обращает внимания: слишком мелкая добыча для него. А вот аргиродес, почувствовав колебание своих сигнальных нитей, бросается на чужое добро.

Он наносит насекомому смертельный укус, торопливо утаскивает бездыханное тело на край паутины и приступает там к обеду.

Иногда хитрый воришка не ограничивается тем, от чего отказался законный хозяин паутины. Фриц Фоллрат с изумлением наблюдал, когда аргиродес уносил и ту добычу, которую законсервировал для себя на черный день сам клавипес.

В таких случаях мелкий жулик добирался до самого центра паутины, поспешно приклеивал к добыче свою нитку, отбегал за границу владений хозяина и, стоя на нейтральной полосе, дергая за нитку, подтягивал чужой обед к себе! Тот факт, что похититель отлично понимал незаконность своего поведения, был очевиден: стоило паутине заколебаться под ногами хозяина, и воришка, бросив добычу, бросался наутек.

Сам маленький аргиродес такую крупную сеть, как клавипес, построить не может. Кроме того, не всякое уже попавшееся насекомое он был бы в силах прикончить. Вот и перешел аргиро

дес на незаконный образ жизни, как говорят ученые, стал клептопаразитом, ведь «клепто» по-латыни как раз и означает «воришка».

Друзья мои, извините. Я слышу стук в дверь.

— Войдите, пожалуйста!

— Здравствуйте! Здесь идет собрание Почемучек?

— Да, почтальон, вы не ошиблись. Именно здесь.

— Распишитесь, вам телеграмма. Ничего не пойму. Это не телеграмма,

а какой-то рисунок с буквами. Нам уже пора закрывать заседание, а тут надо загадки разгадывать.

Прошу вас, Почемучки, разгадайте сами. Вот эта телеграмма.

Срочно пишите мне, кто прислал нам ее, что мы должны делать? То ли кого-то встречать, то ли спасать? Не пойму!

Все. Наше время истекло. До скорой встречи в апреле!

Ой, минутку.

Этой весной мы встречаемся с вами три раза. Вот сейчас, на своем привычном месте, и в гостях у двух журналов: «Наука и жизнь» и «Пионер».

Постарайтесь побывать на всех трех встречах. Ответы на вопросы, рассказы для фотостудии высылайте, как обычно, к нам в Клуб по прежнему адресу.