Юный Натуралист 1978-04, страница 13

Юный Натуралист 1978-04, страница 13

11

назначению в адрес совхоза «Ташкентский» беспрерывно идут строительные материалы, оборудование, рабочая сила. Посланцы солнечного края поставили перед собой сложную задачу: осушить 42 тысячи гектаров заболоченных земель, освободить 25 тысяч гектаров угодий от камней, кустарников. Еще взято обязательство построить 80 тысяч квадратных метров жилья, проложить асфальтированные дороги, возвести несколько школ, детских садов и других объектов социального назначения.

Это по-братски! По-советски!

Но названные объемы работ только прелюдия к могучей симфонии труда. По подсчетам ученых, в одной лишь Новгородской области в плену болот еще почти миллион гектаров бездействующих угодий, которые можно обратить в высокопродуктивную хлебную ниву.

Боюсь, как бы у читателей не сложилось впечатление, будто, отвоевывая землю у стихии, здесь крушат все остальное, что не служит непосредственно урожаю. Однобокая целесообразность, как вообще любая крайность, в лучшем случае обещает лишь временный успех. Это не отвечает интересам серьезного хозяина.

...Когда Иван Евгеньевич бывал слишком занят, я самостоятельно отправлялся в прогулки по окрестностям. Таким образом однажды от самых Борков дошел я кружным путем до урочища Светловка.

Был конец лета. Уютом и покоем дышала огромная чашеобразная равнина, до краев наполненная почти что спелой рожью. А по краям деловито и строго возвышался хвойный строевой лес. Желанная сердцу картина! Чувствовалось, что люди, творя свои дела, ничем не обидели окружающую природу. И даже сделали ее еще приглядней. Среди золотисто-серой массы хлебов, словно фейерверк, возникла куртинка близкостоящих деревьев. Я решил разглядеть их получше. Чудесный оазис среди огромного отлично мелиорированного массива представлял собой компанию из трех молодых дубков. Кто их здесь посадил, о том уже никому не ведомо. Но два года назад их судьба, как говорится, была на волоске. И это целая история.

...В погожий день совхозный пенсионер Василий Иванович Кононенко ходил брать грибы. И довольно успешно. Целую кошелку, считай, на одном месте наполнил. Настроение было хорошее, дедушка не спешил домой. Заметив на другой стороне дола работающий экскаватор, направился туда поглядеть, как механизаторы закрытый дренаж делают.

Василия Ивановича тут все хорошо знают. Механизаторы встретили его привет

ливо. Первое слово: где такие славные грибки взял? Дедушка от своих секретов не таит, назвал точный адрес:

— Возле трех дубков.

Тракторист Иван Петрович Румянцев низко опустил голову:

— Жалко дубков...

— Чего их жалеть? — недоуменно молвил старый грибник. — Убегут они отсюда, что ли?

Тут выяснилось, что маленькому оазису у села Чайки грозит беда. Организация, которая проектировала мелиоративные работы в урочище, не принимала во внимание посторонние предметы на местности. Все лишнее предлагалось убрать, дабы потом ничто не мешало земледельцам. Ведь что ни говори, а удобней пахать, сеять, ухаживать за посевами и убирать урожай на поле, ровном как скатерть и без посторонних предметов.

— Но дерево не мешает хлеборобу, — сердито пробурчал дедушка Василий. — Посидеть в зной, отдохнуть или грозу переждать. Да и место больно грибное: в любой год тут растут белые.

Но самый веский аргумент, по общему мнению, выставил водитель другого агрегата, старший экскаваторщик Владимир Николаевич Осипов. Он сказал:

— Надо иметь в виду, мы не одни на земле живем. Значит, должны оставлять достаточно места и зверям и птицам.

— Вообще человек чувствует себя уверенней возле дерев, — подумав, молвил Василий Иванович.

И друзья решили: во что бы то ни стало уберечь обреченные на сруб дубки.

И добились своего: убедили кого надо. Так что ошибку в проекте в конце концов исправили.

За это время деревья разрослись, распушились. Подойдя ближе, я заметил среди ветвей какие-то сооружения. Это оказались скворечники! Потом мне объяснили: над дубками шефствует зеленый патруль — ребята из местной школы.

Пожалуйста, еще одно доброе дело.

Н. Плахотный

2*