Юный Натуралист 1978-04, страница 40

Юный Натуралист 1978-04, страница 40

38

И еще прислушайтесь к словам Сережи: «А красота?» Так почему же мы берем на себя такую смелость: губить то, чего сами никогда не сделаем.

Надо стараться не только сохранить все, что получили мы в дар от природы, но и помогать ей по возможности: выращивать цветы и деревья там, где они еще не растут, продвигать южные виды в более северные места, понемногу приучать их к новым условиям.

Послушайте, что рассказывает наш читатель Дмитрий Иванович Бурый из Вильнюса.

Абриносы в Литве

Все были уверены, что в холодной Прибалтике абрикосы если и не вымерзнут, то уж наверняка не созреют. Слишком теплолюбивы.

Двадцать лет провожу я опыты с абрикосами. И доказал, что эти растения не такие изнеженные. Абрикосы оказались более морозостойкими, чем груши, сливы и другие плодовые культуры. Выдерживают морозы до минус 37 градусов. Весенние заморозки до трех-четырех градусов не вредят цветению. А зацветают у меня абрикосы 20 апреля, созревают же в середине августа.

У пятисот садоводов Литвы поселились саженцы от этих вильнюсских абрикосов. Разосланы они и в другие области, где климат еще суровее. Туда, где бывают пятидесятиградусные морозы.

У юннатов Суклинской школы Витебской области саженцы перенесли сильные морозы и выросли на два метра. Сейчас ребята пытаются выращивать эти абрикосы в Белоруссии.

Вы замечали, Почемучки, что делается с деревом, если у него сломать ветку? Наверное, нет. А ведь дерево тут же начинает заливать ранку «слезами». Много на это затрачивается лишних сил. На ослабленное дерево нападают разные вредители — короеды, усачи. Они так и называются — вторичные вредители.

А первичный вредитель — тот, кто ослабил дерево, нанес ему рану, пусть и совсем небольшую. В данном случае тот, кто сломал веточку. Из-за такого «пустяка» может возникнуть целый очаг

вредителей, погибнет большой участок леса.

Деревья дают нам кислород, бумагу, пищу, древесину. А уж зверье в лесу только и живет за их счет. Вечные молчаливые труженики, даже погибшие, продолжают трудиться. Присмотритесь хотя бы к одному из погибших деревьев. Увидите, кто только там не прячется, сколько насекомых находит там пищу.

Кто живет в дуплистом дереве?

У старого дуплистого дерева человек останавливается со смешанным чувством грусти, уважения и любопытства. Огромные сучья, которые прежде радовали глаз своей красотой, торчат теперь голые и обломанные. Уж не украшает их море зеленой листвы, не бежит по их деревянным венам живительный сок. Юношеская гибкость давно исчезла. Ветки, изящно изгибающиеся под ветром, теперь только устало скрипят или, обламываясь, падают на землю. Кора со ствола отваливается кусками.

Само дерево уже мертво, но, пока оно держится корнями за землю, какая-то жизнь в нем есть. Бесчисленное множество насекомых просверлили в его древесине во всех направлениях свои туннели. Высоко над землей из ствола выпал сук. И из дыры с важностью выглядывает сова. А еще выше сидит дятел и приветствует вас своим стуком.

Летом в сумерках из отверстий в верхней части ствола летучие мыши бесшумно уносятся в ночное небо. Они поселились на месте выгнившей сердцевины. Только к рассвету мыши вернутся в свое убежище, чтобы проспать там весь день. Можно найти здесь даже медведя, устроившего среди корней свою берлогу.

Придет время, и дерево упадет на землю. Но даже и тогда оно будет служить убежищем для многих животных.

Нельзя надолго оставлять в лесу погибшие деревья, ведь усачи, короеды, пилильщики, древоточцы начнут перебираться на соседние деревья. Поэтому лесники ведут прочистку леса, убирают поваленные стволы, собирают сучья. А все зверье, которое в них и под ни