Юный Натуралист 1978-05, страница 46ким же темно-зеленым. Зато на всем этом темном фоне прямо-таки светились костер, палатка и полоска песка на пляже, написанные светло-розовым и желтым. Грамотный художник сказал бы, что в этой акварели спутаны тональные отношения, то есть небо, источник света, должно быть светлее всего, что ели в тенях — самыми темными, а все остальные предметы должны располагаться по степени своей затемненности, ступеньками между светлым небом и темнотой елей. Все это так, но автора акварели, восьми лет от роду, это никак не интересовало. Ему почудилось, что тем памятным летним днем небо было очень синее, просто синее-пресинее. Он его таким и изобразил. И вот ведь какое получилось чудо: все эти неправильности в сумме своей сложились вдруг в картинку с таким точным, осязаемым ощущением жаркого дня, что только диву даешься. И такого ощущения не дали бы ни цветная фотография, ни по самым точным правилам нарисованный пейзаж. Конечно, свежесть чувств ребенка взрослому чаще всего недоступна (кроме тех редких случаев, когда она сохраняется на всю жизнь, это так называемое «детское зрение», свойственное великим художникам, поэтам, писателям). Свежесть эта так же недоступна взрослым, как недоступно детям взрослое представление о сложности мира. Маленький художник может ничего не знать о правилах живописи и рисунка, до поры до времени он прекрасно обходится и без них, но он растет, становится старше, и если при этом не учится, не пытается выразить сложность новых мыслей и чувств в новых «взрослых» формах, а продолжает цепляться за прежние приемы, то становится похож на человека, выросшего из своей одежды, но упорно старающегося в ней остаться. Но одному детский рисунок может научить всех — и больших и маленьких — это творческой смелости, стремлению творить на любой ступени профессионального мастерства, не ждать, пока кто-то придет и скажет: «Вот сейчас ты уже научился, ты уже художник, и ты можешь кончить учиться и начать творить». Ничто так не губит художника, как это откладывание творчества на потом: сперва, мол, научусь. Настоящий художник никогда не перестает учиться, так же, как он никогда не перестает творить. Учиться можно только в процессе творчества, и никак иначе. Поэтому надо ставить перед собой творческие задачи и решать их и «БЕРЕЗОВАЯ Сережа Дорогин, РОЩА». Новосибирская область в пять лет, и в пятнадцать, и в пятьдесят. И пусть маленький народ детей учится у племени взрослых их мудрости и тайнам ремесла, а большое племя взрослых приглядывается к новизне, свежести и «странной простоте» (пользуясь словами писателя В. Каверина) детского рисунка. Все мы, берущие в руки кисть, художники, большие и маленькие, и нам есть чему друг у друга учиться. Просто нам, и большим и маленьким, нужно много работать и показывать рисунки друг другу. Для этого и существует наш «ОСЛИК ЗИНКА». Ира Лобашева, г. Чапаевск Куйбышевской области |