Юный Натуралист 1978-05, страница 54

Юный Натуралист 1978-05, страница 54

53

ли кусочек хлеба на нитку, прибитую к полу гвоздиком.

Мышь, побегав, нашла кусочек. Схватив его, она побежала к норке, но нитка натянулась и выдернула кусочек изо рта. Испугавшись, мышь юркнула в норку. Но вскоре вылезла, схватила кусочек, натянула нитку и начала дергать хлеб. Зверек приподнимался на задние лапки, нагибался, подпрыгивал, но все было напрасно — нитка крепко держала кусочек!

Кажется, чего бы проще — перекусить нитку и с кусочком скрыться в норке! Мышка начала откусывать по крупинке от хлеба и уносить под пол. Так весь хлеб по частям и перенесла. Осталась только несъедобная нитка и не тронутая ни одним укусом петля на ее конце.

На следующий вечер юннаты привязали на резинку кусочек хлеба. Другой конец резинки прибили к полу булавкой. Если резинку натянуть, то кусочек окажется как раз около норки, но не дальше.

Мышка быстро нашла кусочек и понеслась с ним к норке. Но не тут то было! Перед норкой резинка натянулась и не пустила кусочек дальше.

Мышь действовала опять по-своему: она с силой, толчками засовывала хлеб в норку, как будто имела дело с огромным, не-пролезающим куском. Но резинка оттягивала хлеб. Тогда мышь выпускала кусочек, ныряла в норку, чтобы сейчас же высунуться и начать втаскивать кусочек изнутри. Но резинка уже отдернула хлеб назад. Мышка выглядывала из норки. Так повторялось много раз подряд. Мышка запыхалась, передние лапки дрожали. Зверек имел озабоченный вид.

Мышь не может не видеть и не слышать, как сухой кусочек хлеба стремительно, с шорохом отлетает в сторону, едва она выпускает его из зубов. В тот момент, когда мышь бросается в норку, она должна видеть, что кусочка уже нет около входа, но тем не менее она продолжает спускаться. Ведь именно так нужно поступать со всяким куском, который не проходит в норку. Миллионы ее предков затаскивали добычу по частям снизу, если она не проходит сверху. Мышь не поступает иначе, хотя ее поведение сейчас явно нелепо.

Но конец все-таки наступил. Мышь справилась с задачей. Но как? Самым трудным и неудобным способом. Ныряя в норку, мышь, оказывается, не только поворачивалась там, чтобы снова высунуться, но и оставляла каждый раз маленькую крошку от кусочка. Мышь настояла на своем, как говорится, «не мытьем, так катаньем!».

Мышь уносит кусочек в норку обязательно кратчайшим путем. Ребята проверили это. Они загородили корку хлеба двумя толстыми книгами, поставленными вертикально

так, что образовали угол, обращенный к норке. В углу между корешками книг сделали щель, в которую свободно могла бы пробраться мышь, но не пройдет большая корка хлеба. Юннаты стали наблюдать. Мышь нашла корку, обежав книги кругом. Кусочек схвачен. Теперь скорей по кратчайшему пути в норку! Но добыча не проходит в щель между корешками книг.

Казалось бы, чего проще — отбежать с коркой в зубах всего на двадцать сантиметров назад, выйти из загородки и тоги а нести хлеб прямо в норку. Но мышь делает иначе. Она должна нести добычу только кратчайшим путем.

После долгих попыток протащить корку между книгами мышь поступает так, будто это огромный кусище, который ей не под силу сдвинуть с места. Она перетащила хлеб по частям, откусывая по крошке.

— Теперь вы убедились, ребята, — сказал я юннатам, — что небольшое нарушение привычных для мышей условий приводит их в полное замешательство. Примитивная разумная деятельность у мышей настолько мало развита, что не может полностью руководить их поведением. При изменившихся условиях поведение мышей может оказаться нелепым. Попробуйте, ребята, сами наблюдать за зверьками.

М. Зверев