Юный Натуралист 1978-08, страница 9

Юный Натуралист 1978-08, страница 9

7

подсолнечной лузги и других растительных отходов.

Еще одним изобретением ученых этого института очень заинтересовались животноводы. Вы знаете, наверное, что такое дрожжи? Чтобы хлеб был пышным и ноздреватым, дрожжи добавляют в муку. При этом используются пищевые дрож жи. А есть еще и кормовые. Так вот, животноводам давно было известно, что добавление кормовых дрожжей в рацион сельскохозяйственных животных позволяет им лучше расти, давать больше молока, а птицам больше яиц. Ничего в этом удивительного нет. Потому что почти половину дрожжей составляет белок, который очень легко усваивается организмом животных, их треть — углеводы и остальное — незаменимые для любого организма аминокислоты, витамины, ферменты и гормоны. Для сравнения скажу, что по содержанию, например, белка один килограмм дрожжей равноценен 3 килограммам овса или 80 килограммам силоса! Я думаю, убедительное сравнение.

Специалисты подсчитали, что один только завод, который будет производить 100 тысяч тонн кормовых дрожжей в год, позволит полноценно кормить 13 миллионов птиц и 1,5 миллиона свиней в течение целого года! Здорово, конечно. Но есть здесь одна загвоздка. Дрожжам нужен сахар. А сахар получают из сахарной свеклы, и, чтобы обеспечить дрожжевые заводы сахаром, пришлось бы почти все поля засеять только свеклой. Что делать?

Ученые института, по которому мы

с вами путешествуем, нашли оригинальное решение. Они придумали способ выработки сахара из, вы уже, наверное, догадались... древесных отходов — тех же опилок, сучьев, щепок.

Мы много знаем уже о значении целлюлозы, о химической обработке древесины. Но это не все. Четверть объема древесины занимает лигнин. Где же он применяется? До недавнего времени каждый специалист в ответ на этот вопрос лишь развел бы руками. Увы, лигнин всегда считался никому не нужным. И при обработке древесины в гидролизной и целлюлозно-бумажной промышленности его просто выбрасывали в отвалы. Его накопилось во всем мире уже многие сотни миллионов тонн! Проблема возникла очень серьезная — куда деть «ненужный» лигнин? Самыр лучший выход был один — найти ему хорошую работу.

И вот исследования последних лет показали, что бросовый продукт может с успехом использоваться в химической промышленности и литейном производстве, в геологии и сельском хозяйстве, в микробиологической промышленности и коммунальном хозяйстве.

Поиск ученых продолжается. И думается, в скором времени ни один грамм древесины от корня до хвои не пропадет напрасно. А это, без сомнения, поможет сберечь для будущих поколений тысячи и тысячи гектаров сохраненных от вырубки лесов.

В. Истомин Фото В. Давыдова Рис. В. Перльштейна