Юный Натуралист 1978-09, страница 46

Юный Натуралист 1978-09, страница 46

44

жжали у стен, пригретые солнцем».

С годами описания становятся все проще, но сила их при этом возрастает. Вот, например, совсем коротенькие строчки, но вырастающие почти до символа весны:

«В промежутках совершенной тишины слышен был шорох прошлогодних листьев, шевелившихся от таянья земли и от роста трав.

«Каково! Слышно и видно, как трава растет! — сказал себе Левин, заметив двинувшийся грифельного цвета мокрый осиновый лист подле игры молодой травы...»

Так и запоминается природа у Толстого, охваченная весной.

Весной и летом Ясная Поляна кипит под ветром зеленью березовой листвы. Хозяин ее любил березы, поэтому их так много.

«Ехал верхом дорожкой между только что посаженными крохотными березками и 40-летними старыми березами моей посадки и живо представлял себе, как через 40 лет крошечные березки будут старые, а на месте старых берез будут молодые от корня».

Вот они теперь и стоят, белые с чернью, все в холодных отсветах неба, в шуме, трепете и колыхании зеленых прядей. Чем ближе к могиле Толстого, тем тише в лесу, тем темнее, торжественнее. На самом краю заросшего оврага — простой холмик, укрытый красными цветами. Это место было местом детских игр братьев Толстых. Брат писателя закопал здесь «зеленую палочку». Палочку из выдуманной им сказки, палочку, на которой записана тайна, как сделать всех людей счастливыми. Перед самой своей смертью Лев Николаевич вспомнил про это место.

Здесь, на самом дне многоэтажного леса, всегда тихо. Сквозь зелень листвы и черные стволы ду

бов косо врывается солнце. Вспоминаются чьи-то слова о том, что «мир Толстого — это мир, залитый солнцем». Так мне захотелось это место и нарисовать.

В. Есаулов Рис. автора