Юный Натуралист 1978-10, страница 14

Юный Натуралист 1978-10, страница 14

12

Только... зачем сейчас вспоминать о том, что исчезло десять тысяч лет назад? Какое это имеет отношение к сегодняшнему сельскому хозяйству? Но наука тем и велика, что она всегда устремлена вперед, опираясь на познание прошлого, предлагает практическую пользу сегодня.

Впрочем, от прежних полярных степей (точнее, тундростепей) кое-что осталось. Даже на севере Чукотки встречаются оазисы настоящих степных трав. Выходит, что тепла, солнца им здесь достаточно. Но почему же травы не покрывают всю тундру? В первую очередь виноват... мох. Он нарастает сам на себя толстым торфяным покрывалом толщиной в три-четыре метра. Где уж там пробиться сквозь него корням трав! А ведь под тем мхом хоть и мерзлая, но вполне плодородная земля. Так, может быть, нужно содрать, сорвать с тундры моховое одеяло? Ни в коем случае! Тундра такого не потерпит, отомстит. Под мохом сотни тысяч ледяных жил — сплошной ледяной лабиринт. Уберем мох — лед растает, и землю изрежут на мелкие кусочки глубокие трещины-канавы. Нет выхода? Есть, его подсказывает сама природа. Мы уже говорили, что озера иногда прорываются в реки и сами себя осушают. И тогда посреди тундры тоже сам собой появляется великолепный луг. Ведь на дне бывшего озера плодородная земля — илистая почва и торфяная крошка. Семена трав приносит ветер. И стеной выше пояса человека встают арктические травы, гнутся колосья, бегут травяные волны. Не верится, что такое в северной тундре. Увы, к этому естественному лугу подкрадывается смертельный враг травы — мох. Он заползает в котловину бывшего озера, растет на погибель травам, неумолимо превращая луг в болото. Но велики просторы тундры. И новые озера находят путь к рекам, неутомимый ветер приносит семе

на, и коромысла весов «болото — луг» тысячи лет колеблются то в ту, то в другую сторону.

Значит, воспользуемся рецептом природы. К такому выводу пришла группа ученых — мелиораторов, агротехников, мерзлотоведов — Академического северо-восточного комплексного НИИ, которой руководит академик Н. А. Шило.

Опыты начались несколько лет назад. Некоторые озера соединили между собой и с ближайшей рекой неглубокими канавами. Теплая озерная вода сама углубляла канавы в льдистом тающем грунте до нужной глубины. Сходила вода, и открывалось плоское дно с плодородным илом. Прилетали семена трав, находили для себя благоприятную почву. Двадцать пять — тридцать лет просуществует такой луг — источник сочных, витаминных кормов для животноводства. Потом мох и подземные льды начнут наступление на луговые травы. Придется затопить луг, вновь превратить его в озеро. А еще через три-четыре года все повторить: озеро вновь готово обернуться пестрым лугом. Естественный цикл природы, повторенный человеком для его пользы.

Совхоз «Северный» Магаданской области всегда привозил издалека сухой корм, а живых, сочных кормов вовсе не имел. Теперь он обеспечивает себя кормами за счет местных трав. Коровы стали давать больше молока. Совхозу прибыль. Ведь приходилось занозить корма из центральных районов страны.

Ученые уверены: в северной тундре от Берингова до Белого морей можно создать таким образом миллионы гектаров лугов и пастбищ.

Б. Зубков,

заслуженный работник культуры РСФСР Рис. В. Перльштейна