Юный Натуралист 1979-01, страница 21

Юный Натуралист 1979-01, страница 21

На моей ладони золотистый неправильной формы прозрачный кусочек янтаря. Когда смотришь на него, кажется, что он излучает мягкий теплый свет, будто отдает полученное когда-то солнечное тепло. Ког-да-то этот камешек был каплей душистой смолы на коре могучей сосны, тянувшей навстречу солнцу узловатые ветви. Это было сорок — сорок пять миллионов лет назад.

Вдумайтесь в эту цифру, и вам станет немножко не по себе: ведь вся история человеческой культуры длится всего несколько тысяч лет. За это ничтожно короткое в сравнении с историей жизни на Земле время появились и исчезли древние культуры Египта, Ассирии, Греции.

Древним грекам был хорошо известен янтарь. Нет, они не искали золотистые камешки на берегах теплых морей Эллады. Драгоценный янтарь привозили из тех неведомых северных земель, что много позже будут именоваться Данией, Швецией, Польшей, Литвой, Латвией. Древнегреческое название янтаря — электрон. Все помнят из учебников простейший опыт, который умели проделывать еще древнегреческие ученые: если потереть янтарь о ткань, на его поверхности накапливается заряд, и янтарь начинает притягивать бумажки и другие легкие предметы. Загадочную янтарную силу назвали электричеством.

С тех пор знания об электричестве безмерно выросли, слова «электричество», «электротехника», «электроприборы» не сходят с языка людей, и мало кто вспоминает, что все они ведут род от окаменевшей смолы. А само древнее слово «электрон» обрело второе рождение — им назвали отрицательно заряженную частицу.

Древнегреческие ученые знали и природу янтаря. Они без труда догадались, что янтарь — это окаменевшая смола, хотя о возрасте этой смолы и понятия не имели. Позже, во времена средневековья, на смену трезвым представлениям греков о происхождении янтаря пришли нелепые сказки и небылицы вроде такой, что янтарь — минерал типа горного воска, что он зарождается в земле. Фантастический вымысел о подземном происхождении янтаря держался в науке очень долго, и опровергнуть его окончательно смог только Михаил Васильевич Ломоносов.

...Итак, на моей ладони золотистый прозрачный янтарик. Он многое может рассказать о себе, но еще больше таит загадок. Вот, например, блестящие шарики — пузырьки воздуха, когда-то попавшего в смолу. Может быть, они сохраняют аромат Древних лесов? С одного бока янтарик мутный, беловатый. Такие молочные разводы в янтаре — следы проникшей в него воды. Сеть мелких трещин образует паутинку.

И весь янтарь кажется живым. Наверное, это золотистое излучение янтаря и привлекало издревле людей. Давным-давно из янтаря начали вытачивать бусы, а крупные камешки — амулеты носили на шее, считая, что они наделены волшебной силой, отгоняющей злых духов. Немало таких амулетов хранится в Музее янтаря в литовском городе Паланге. Там собраны и янтарные украшения более близких нам времен: ожерелья, броши, кулоны.

Истинных любителей янтаря привлекают камешки, не тронутые инструментом ювелира, сохранившие живую природную красоту. Желающих носить янтарные украшения много, а красивые крупные янтари, сами просящиеся, чтобы из них сделали брошь или кулон, попадаются не так уж часто. Чтобы обеспечить янтарными брошками, запонками и бусами всех желающих, ювелиры нашли остроумный выход: мелкие кусочки янтаря, негодные для изготовления поделок, дробят на еще более мелкие обломки, а потом нагревают до температуры плавления. Плавленый янтарь спрессовывают в крупные блоки, потом их распиливают на кубики, а уже из них точат или круглые бусины, или делают другие украшения. Не всякий сумеет отличить плавленый янтарь от кускового.

Но не надо думать, что янтарь всего-на-всего камень-бездельник, годный разве что на бусы, брошки да запонки. Из янтаря изготовляют особый лак, который используется в технике. Янтарь идет... на удобрение. И это не варварство, как могут подумать некоторые. Сколько янтаря добывается ежегодно только у нас в стране? Не менее четырехсот тонн. Сотни тонн каждый год, и так на протяжении десятков лет. И конечно же, большую часть добычи составляет мелочь, которую нельзя использовать для украшений. К тому же на подел