Юный Натуралист 1979-05, страница 20

Юный Натуралист 1979-05, страница 20

19

деревни, приняв предложение барона, 28 мая 1850 года вернулся домой. Вернулся серьезным человеком, прошедшим испытания, познавшим цену дружбы и горечь предательства. В Африку уезжал восторженный юноша, уверенный в себе и в превосходстве своей расы (так уж его воспитали в гимназии), вернулся человек благородных устремлений, убежденный интернационалист (таким воспитала его жизнь!).

Брем привез из Африки богатые коллекции, интереснейшие дневники, где записаны не только наблюдения над животными, но и мысли о работорговле, об угнетении одного народа другим. Потом все это найдет отражение в книгах Альфреда Брема — ведь написал он не только «Жизнь животных», целый ряд его книг был в свое время тоже очень популярен. И еще с одним твердым убеждением возвратился Брем на родину — с убеждением, что необходимо учиться. Он много узнал на опыте, но это были отрывочные, разрозненные знания. И Альфред поступает в Иенский университет.

По окончании университета Брем преподает в гимназии. В Лейпциге, где он живет, его хорошо знают: не так уж много в этом городе преподавателей гимназии, да еще молодых, да к тому же настоящих путешественников и авторов книг. А Брем уже был автором трехтомного описания путешествия в Африку. Но для него, видимо, жить в нормальной квартире и спать в кровати менее привлекательно, чем жить в палатке или ночевать у костра. Он все чаще и чаще задумывается о новых путешествиях. Но для них нужны деньги, а их у Брема не было. И он находит различные способы, чтобы добыть деньги, а то и без денег отправляется в путь. Словом, чуть ли не половину оставшейся жизни Брем проводит в пути.

Но Брем не только путешествовал. В эти годы он активно занимался организацией зоопарков.

Брем мечтал о таком зоопарке, где звери жили бы в условиях, максимально приближенных к естественным, где они как можно меньше чувствовали бы неволю, о зоопарках, создатели которых больше бы заботились о его обитателях, а не о прибылях. Такой зоопарк сам Брем попытался создать в Гамбурге, а когда его идеи пошли вразрез с целями н задачами владельцев зоопарка, переехал в Берлин, где создал уникальный Берлинский аквариум.

Брем прожил очень трудную жизнь. Он терпел лишения в путешествиях и сражался с издателями, боролся с государственными чиновниками, купцами-меценатами —• всеми теми, от кого зависели судьбы зоопарков, и отстаивал свои убеждения в жизни. Он часто удивлял и поражал зна

комых и незнакомых людей своими поступками, но за каждым из них был он, Альфред Брем, со своими принципами. Так однажды он публично призвал к порядку какого-то важного господина, избивавшего свою собаку, и отобрал у него хлыст, чем вызвал громкий скандал в Лейпциге. Брем отказался от ордена, дающего право на дворянство, которым его наградил император Австро-Венгрии Франц-Иосиф. Он с утра до вечера обивал пороги различных учреждений, добиваясь средств для аквариума (в котором содержались не только рыбы, как можно предположить, но и рептилии, амфибии, птицы и млекопитающие), и до хрипоты спорил с акционерами — хозяевами зоопарка. «

Плотный, широкоплечий, с густой черной бородой, которую отрастил р молодости и которая так и не успела по-настоящему поседеть (Брем умер пятидесяти пяти лет), с высоким лбом и ясными серыми глазами, резкий, требовательный, но справедливый, даже с каким-то обостренным чувством справедливости, и в то же время добрый, мягкий, даже слегка сентиментальный — таким его знали современники. И если бы Брем остался лишь автором книг, в которых он рассказывает о поездке в Россию и путешествии по Африке, описывает поездки в Испанию и за Полярный круг, автором книг «Животные леса» и научной монографии «Птицы в неволе», автором проектов «зоопарков будущего» — он остался бы в памяти благодарного человечества. Но еще он ведь написал «Жизнь животных»!

Первый том этого грандиозного сочинения появился в 1863 году, последний, шестой, — в 1869-м. Успех был колоссальный. Требовалось срочно второе издание. Однако Брем не торопился. Не довольствуясь личными наблюдениями, да и понимая, что их далеко недостаточно, Брем во время работы над первым изданием сочинения обратился к охотникам, лесникам, рыболовам и путешественникам с просьбой сообщить ему все, что им известно о животных. Может быть, зная, что в жизни животных много таинственного и непознанного, Брем считал, что ни от чего нельзя отмахиваться, а может быть, будучи сам честен во всем, не мог представить, что кто-то захочет ввести в заблуждение тысячи и тысячи читателей. Но так или иначе в первом издании было немало сомнительных, непроверенных фактов, а то и просто откровенных «охотничьих рассказов».

Второе издание, теперь уже в 10 томах, начало выходить в 1876 году. Брем изъял из него большинство сомнительных и выдуманных фактов, ввел много нового материала, хотя и тут не обошлось без ошибок. Точнее, сейчас стало известно, что это ошибки.