Юный Натуралист 1979-05, страница 30

Юный Натуралист 1979-05, страница 30

29

Как это ни покажется странным, но новорожденный детеныш серого кита совершенно не умеет плавать. Брошенный на произвол судьбы, он судорожно работает своим хвостом, но от этого только скорее погружается на дно. Мать и нянька, обычно помогающая пестовать малыша, постоянно поддерживают его и внимательно следят, чтобы китенок не набрал в легкие морской воды. Серые киты давно бы перестали существовать, если бы на Земле исчезли тихие, заброшенные человеком морские лагуны, хорошо защищенные от океанской волны.

Зоологи давно и пристально изучают, как и чему животные обучают своих детей. Это не праздное любопытство. Подобные знания1 позволят взять под контроль многие процессы, происходящие в природе, и принесут немалую пользу народному хозяйству. В нашей стране работают десятки рыборазводных заводов. На них в специальные инкубаторы закладывается икра ценных пород рыб. Здесь, на заводе, из нее вылупляются личинки. Затем рыбьим малькам дают подрасти, окрепнуть (иногда даже возмужать), а потом выпускают в природные водоемы, где рыба растет на естественных кормах и без дополнительных затрат рыбоводов набирает нужный вес. Остается ее выловить и отправить в магазин. Значение рыбозаводов заключается в том, что в природе огромное число икры погибает, а рыбоводы выводят во много раз больше личинок, чем их выклюнулось бы в озере. Одно плохо: рыбьи малыш, проведя раннее дет

ство в тепличных условиях, не получают никакого образования. Попав в природный водоем, они не только не знают, кого им надо бояться, но и вообще толком опасаться никого не умеют. Обычно эти знания малыши получают, когда видят других рыб в зубах хищника и ощущают запах крови. Такие знания особенно легко усваиваются в раннем детстве. Если бы рыбьи школы удалось открыть прямо на рыбозаводах, на прилавки магазинов стало бы поступать гораздо больше рыбы.

Чаек, ворон, многих других птиц привлекают просторные поля аэродромов. Но именно здесь птицы наименее желанные гости. Несколько лет назад ученые научились записывать сигнал птичьей тревоги и, транслируя его через десятки репродукторов, изгоняли птичьи стаи за пределы аэродромов. Увы, этот метод имел лишь временный успех. Постепенно птицы понимали, что их обманывают, и обучились отличать сигнал тревоги, переданный через репродукторы, от истинного сигнала опасности. Теперь взрослые птицы учат молодежь не поддаваться на коварные замыслы человека. Хорошо бы помешать работе подобных птичьих школ, но как?

В биологии еще масса нерешенных проблем. Их хватит на много поколений ученых. Выяснить, чему обучаются животные в звериных школах и университетах, — одна из важнейших задач биологии.

Б. Сергеев,

доктор биологических наук

Так медвежонок бездельничает. Лежит в воде и играет со своими задними ногами или с камнем.