Юный Натуралист 1980-01, страница 19

Юный Натуралист 1980-01, страница 19

17

Почему береза белая?

Не знаю, кто назвал нашу березовую рощу таким странным именем — Сорочья падь. Старожилы говорили, что пошло это от сибирских стрелков, которые осенью сорок первого держали здесь, неподалеку от Москвы, оборону. Некоторые даже утверждали, будто сами бойцы и посадили там часть деревьев в короткие минуты фронтовых затиший. Но вряд ли было такое. Березы в Сорочьей пади могучие, наверняка им сейчас лет семьдесят, а то и больше.

Как бы то ни было, но для меня березовая эта роща с детства самое заветное место. И когда ни придешь сюда — весной ли, в пору первой нежной зелени, летом ли, пробираясь в густой, по пояс траве, в дождь ли, в снег — всегда встречает тебя Сорочья падь легким шумом умиротворения и чистоты.

Многому научила меня в пору мальчишества эта роща. Здесь я отыскивал среди подлеска грибы. Затаясь, подолгу дожидался сову-сплюшку, у которой где-то неподалеку было гнездо. Терпеливо, до ломоты в пояснице, собирал землянику, наполняя с верхом берестяной туесок. И всегда учила меня роща любознательности. Здесь возникало множество вопросов, и первый из них, конечно: почему береза белая? Я трогал теплую матовую кору и подолгу смотрел на ладонь, словно испачканную мелом. Я пытался снять эту белизну. Но сколько ни тер ладонью ствол, кора сияла и светилась, будто холодное молоко с погреба. И тогда я засел за книги, и береза, такая привычная, радостно-обыденная для меня, вдруг оказалась и загадочной, и занимательной, а самое главное, очень и очень непростой.

Оказалось, в клетках бересты, из которой сделан был мой туесок, содержится специальное красящее вещество — бетулин. Но детская мысль шла дальше. А в цветах черемухи, что в майские дни развешивает над оврагами белые облака цветения, тоже бетулин? Сколько же было радости, когда я узнал, что только одна береза отличается этим свойством. Лепестки же черемухи просто-напросто образуются из прозрачных, бесцветных клеток, пространство между которыми заполнено воздухом. И белый их цвет — это уже из области оптики. Его создает отраженный свет.

В августовские дни, когда скоротечно неслось последнее время школьных каникул, мы обязательно отправлялись в Сорочью падь, чтобы играть в «казаки-разбойники». Бегали, прятались, догоняли. Вот тогда-то и осыпали нас березы желтым дождем семян. Крохотные, просто микроскопические, они припудривали плечи и спину легким живым слоем. Но семена ли это? Оказалось, что и тут я не прав. По-на-учному, это плодики. Причем у каждого из них в центре обязательно семя, а по бокам два овальных крылышка. Вот почему далеко-далеко разносит плодики ветер. А как живучи они! Несколько лет, если условия неблагоприятны, могут не прорастать, сохраняя свою всхожесть. Поэтому-то и называют березу деревом-пионером. Она первопроходец любых участков, свободных от леса.

Многое еще узнал я о березе. И твердо усвоил, что для любого «ашего человека она символ Родины, России. Как клен для канадцев, липа — для чехов, королевская пальма — для кубинцев.

Вот почему я уверен, что те сибирские стрелки, если бы удалось им в грохоте сражений посадить памятную рощу, непременно выбрали бы березу. Стройную, щедрую, добрую и красивую.

В. АЛЕКСЕЕВ

3 «Юный натуралист* № 1

Фото Н. Потемкина Рис. В. Федорова