Юный Натуралист 1980-03, страница 45

Юный Натуралист 1980-03, страница 45

46

И еще несколько раз повторилось.

Воспрянул духом, приник к биноклю и смотрел до тех пор, пока одна из птиц не попала в поле моего зрения. Что ж, и одной хватит! Главное, вижу ее хорошо.

По правде говоря, особого восторга при наблюдении за авдоткой не испытал. Кулик как все кулики. Только голова покрупнее обычной куличьей. Но рост такой же, с голубя. Ходит мелкими медлительными шажками. Однако это мне только поначалу показалось. Вскоре я убедился, что странный кулик-авдотка с золотыми глазами при погоне за добычей довольно резв в беге и полете.

Вот он что-то поймал. Что? Не лягушку же? Ага, мышь! Расклевал ее своим сильным, явно крупным по отношению к голове и собственному телу клювом, затем съел и тут же бросился в новые поиски. Бежит по песку и кричит громко-прегром-ко:

— При-ди-и! При-ди-ии!

«Сейчас приду», — улыбаюсь про себя. И прямехонько к нему. А он — бух! — в песок и... утонул в нем.

Зная, что авдотка людей не очень опасается, смело шагаю к месту «исчезновения». А он не бежит и не летит. Вспорхнул только тогда, когда я едва не наступил на него.

Засек я на глазок новые координаты посадки и снова зашагал к нему, а его как и не бывало, словно там и не приземлялся.

Раздосадовался я до предела и махнул на все рукой. Пошел к дому. Но только отошел двадцать метров, вновь услышал голос, кричащий мне вдогонку:

— При-ди-ии! При-ди-ии!

Голос какой-то унылый, зовущий, громче обычного. Снова пошел на него. Но что такое? Крик уже не впереди, а где-то вправо. Я вправо, а он уже переместился влево. Ба, да что же я хожу туда и сюда! Птица морочит мне голову! И тут вспомнил: «Так же точно было когда-то со мной на юге Украины, когда я впервые услышал «песню» авдотки, но так и не увидел ее». Так погодите же, ваше птичье превосходительство, я вам такую мороку устрою! И, озорно подражая ей, крикнул:

— Уй-ди-ии! Уй-ди-ии!

Ответ последовал незамедлительно:

— При-ди-ии! При-ди-ии!

Завязался поединок, кто кого перекричит. Век не забуду, как она неистово кричала, пока наконец у нее не наступила пора уходить на дневной покой.

Я не обиделся на нее, наоборот, был счастлив после этой перепалки. Теперь, когда вспомню о той встрече, мне становится весело.

И. РАКИТИН

не удалось увидеть авдоток воочию. И вот снова я услышал их в жаркой полупустынной долине реки Сумбар.

Может, теперь посчастливится понаблюдать, думаю. Но ведь ночь же? И в лучшем случае я смогу увидеть лишь яркий блеск глаз этих птиц. Но этого мало. Хочется лицезреть! Но как?

— Да очень просто, — советует мне проводник. — Ложись спать, а утром рано я тебя разбужу—и ступай в саксаульник, откуда сейчас слышны выкрики авдоток, издавна облюбовавших здешние пески.

Я так и поступил. Едва рассвело, был уже у мест постоянного гнездования авдоток. Просидел с полчаса. Ни вскриков их не слышу и самих не вижу. В пору хоть восвояси возвращаться, раз неудача преследует. И вдруг неожиданно где-то не так уж далеко послышалось:

— При-и-ди-и! При-и-ди-и!