Юный Натуралист 1980-04, страница 24

Юный Натуралист 1980-04, страница 24

22

На петлицах форменного пиджака по четыре звездочки и по два дубовых листа. Виталий инженер охраны заповедника. Без слов понятно: должность хлопотливая. Надо охранять сто тысяч гектаров заповедной территории. И не где-нибудь, а в горах. И не как-нибудь, а на лошадях. Каждый лесничий должен объезжать до десяти тысяч гектаров охранного участка.

Николай Борисович Андреев родом из Якутии. От невысок, плотен. Лицо добродушно-веселое, немного скуластое, узкоглазое. По окончании Московского университета он был научным сотрудником Сибирского отделения Академии наук СССР в Новосибирске. Отсюда несколько раз в составе экспедиций приезжал в Туркмению, бывал в Репетеке, Бадхызе, знаком с природой этих мест.

Теперь приехал всей семьей: с женой, детьми и даже сибирскую лайку привез с собой. Должность у Андреева тозке высокая — он заместитель директора заповедника по науке.

Андреев разворачивает карту Копетдага. На ней темные овальные пятна. Это заповедные участки. Их протяженность с востока на запад шестьсот километров!

— Наша задача, — говорит Николай Борисович, — изучить природно-терри-торналъные комплексы заповедника: климат, рельеф, горные породы, почву, воду, животных и растения. Их несколько, этих комплексов, и все они расположены в разных физико-географических районах Копетдага.

Итак, горы отданы во власть ученых. Завидная у них судьба. Как ни изучен Копетдаг, а я уверен, есть еще на нем «белые пятна». Ведь шестьсот километров всяких гор и долин. Раньше, как правило, ученые приезжали ненадолго. Но много ли узнаешь и увидишь в короткий приезд?

Теперь другое дело: заповедник. Это бессрочный научный стационар, где исследования и наблюдения можно вести годами. Так что многих ученых здесь ждут минуты счастливых открытий, романтика встреч с неизвестным и с неизведанным.

Однако каким бы мужеством, опытом и знаниями ни обладали сотрудники заповедника, одним им вряд лн под силу охрана Копетдага. Охранять его обязан каждый, кто влюблен в родную природу, в ее красоту, кто обеспокоен ее настоящим н будущим. Природа и красота принадлежат всем.

В. ШАТАЛОВ Фото И. Константинова

Грани профессии

Ровно сутки провел я прошлой осенью вместе с камчатским инспектором рыбинс-пекции Александром Тищенко. За это время спидометр патрульной машины накрутил двести километров. Около тридцати километров пройдено пешком.

— Семьсот тринадцатый! Семьсот тринадцатый! — зашелестела рация в руках Тищенко. — Я семьсот одиннадцатый. Как там у вас?

— Пока тихо, — отвечает Александр. Его голос и слегка искаженный динамиком голос «семьсот одиннадцатого», соседнего патруля рыбинспекции, напоминают, что звезды на небе сейчас не главное.

Тищенко и его помощники — общественные инспектора Юрий Шаган, Анатолий Брехов и Анатолий Дорошев — патрулируют на машине берега таежной речки Авачи. Сегодня, в ночь с субботы на воскресенье, здесь ждут непрошеных гостей. Браконьеров.

Камчатка — край рыбный. С тех пор как живут здесь люди, рыбу брали в реке без счета. Почему бы и нет, если утренней зорькой взлетает, дугой изогнувшись, играя в воде, серебристый кижуч! Почему бы и нет, если на нерест лососи идут «нос в хвост», один за другим, плотно сомкнутым строем сутки, трое, неделями кряду!

Бремена изменились.

Десятки видов зверей, птиц, рыб уничтожены человеком. Сотни на грани вымирания.

Мы поняли: брать взаймы без отдачи нельзя. Наше государство одним из первых приняло законы об охране природы. Отсюда усиление борьбы ,с браконьерством. В частности, с браконьерским ловом рыбы.

Потушены фары. Машина осталась далеко позади. Тихо, стараясь не хрустнуть веткой, идем по берегу.

— Стой, — шепчет Тищенко.

Вздрагивая, мечется на том берегу пламя

чужого костра. В его отблесках черный силуэт причаленной к берегу лодки.

Предельно осторожно два Анатолия ищут брод. Иду рядом с ними.

Вода сквозь резиновые сапоги холодом обжигает ноги.

Время движется медленно. На ощупь проходим полтора десятка метров до середины реки. Невольно вспоминаю строчки протокола: «Гражданин Шашин В. Н. производил незаконный лов лососевых рыб в реке Авача. При задержании инспекторами Петропавловской рыбинспекции и сотрудниками милиции Шашин В. Н. оказал