Юный Натуралист 1980-05, страница 45

Юный Натуралист 1980-05, страница 45

43

В гости

К БЕГЕМОТУ

В апреле 1945 года победно закончились бои в Кенигсберге. Наши части стояли на отдыхе. До нас, офицеров штаба дивизии, дошло известие, что в городском зоопарке уцелел... бегемот. В один из теплых, весенних дней мы отправились в центр города. Вот и зоопарк... Минуем невысокие ворота, переходим по мостику ручей. Совсем недавно здесь еще кипел ожесточенный бой. Дорожки разворочены взрывами. Здания иссечены пулями. Вольеры пустые. Фашисты сопротивлялись тут с отчаянием обреченных и свою бессильную злобу обратили против зверей — перестреляли почти всех. Наши солдаты во время боя спасли и взяли под свою опеку трех животных, чудом уцелевших в зоопарке, — барсука, лань и ослика. А бегемот? Это особая история.

В деревянном зданьице бегемотника двери открыты настежь. У барьера стоит группа солдат и офицеров. Все с интересом смотрят, как в небольшом бассейне, неловко переваливаясь, возится бегемот, пряча в воде чуть ли не наполовину свое туловище. Здесь же, у перил бассейна, хлопочет военный. Это ветеринарный фельдшер В. П. Полонский, взявший на себя обязанности лечащего врача пострадавшего зверя...

Озверевшие гитлеровцы, стреляя в животных, ранили и бегемота. Ему удалось убежать из зоопарка. Позже его обнаружили на окраине города наши бойцы. Бегемот лежал в небольшом водоеме, был ранен и сильно напуган взрывом. Семь ран было на туловище могучего зверя. Бойцы бережно доставили его в зоопарк. И за лечение взялся ветфельдшер В. П. Полонский. Вначале он разрешил проблему кормежки бегемота. Дело в том, что никто не знал, как его кормить. Пасть огромная. Пробовали давать сразу булку хлеба — давился. Ведь горло-то у него совсем узкое. Полонский велел резать хлеб кусочками. Дело пошло на лад. Потом ветфельдшер взялся за раны. Обрабатывать их на многотонной туше было непросто. Забинтовать ее невозможно. Тогда в ход пошли клеевые повязки. Словом, через месяц животное выздоровело. Советская комендатура города приняла меры к сбережению животных зоопарка и выделила им специальные продовольственные пайки.

Прошло много времени, минули годы, но история спасения бегемота запечатлелась в памяти.

...Как-то так сложилось, что, бывая в Калининграде, я всегда шел в зоопарк. А там обязательно навещал бегемотник.

Звенят трамваи, пробегая мимо зоопарка, мчат машины, а здесь, на зеленом острове, в центре большого города особенная тишина. Зеленая листва глушит городские шумы. По дорожкам гуляют взрослые и детвора. В зоопарке много экзотических животных. И экскурсоводы обязательно рассказывают посетителям зоопарка давнюю, но примечательную историю о том, как в 45-м советские бойцы спасли и вылечили раненого бегемота.

С. ВЕРНИКОВ

НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ

Тридцать пять лет назад состоялся в Москве, на Красной площади, Парад Победы. В одной из колонн воинов-победителей проходило подразделение военных собаководов со своими боевыми помощниками — собаками. Столь высокой чести они удостоились за боевые действия на фронте. О некоторых из них я хочу рассказать.

В одном из батальонов миноискателей выделили группу собак для подготовки к диверсионным операциям в тылу врага. Обучением этих необычных диверсантов занималась старший лейтенант Д. Волкац, единственная в нашей армии женщина, военный собаковод.

Прошло полтора месяца, и вот вся группа с четырьмя собаками была заброшена во вражеский тыл. На каждую собаку выделялось большое количество взрывчатки в специальных тюках. Задание было необычным: взорвать железнодорожную линию.

Подошли к ней. Увидели, что добраться трудно., Вдоль полотна на полкилометра фашисты вырубили все деревья и кустарники, заминировали местность, а проходы затянули колючей проволокой. Через каждые двести метров стояли вышки с часовыми, между которыми патрулировали полицейские с собаками. Как тут прокрасться незамеченным?

И подошел черед четвероногим фмощни-кам. Сначала пустили Джека. С вьюком взрывчатки он подбежал к железной дороге, но испугался подходящего поезда.

Так в этот день ничего не вышло.

Назавтра на задание пошел ефрейтор Фи-