Юный Натуралист 1980-06, страница 6

Юный Натуралист 1980-06, страница 6

4

— А, вот и наша Ташбиби! Снова пешочком? Ну что ж, это полезно в твоем возрасте... — И сразу же перешел на серьезный тон: — Мы вот обсуждаем, на какое пастбище отогнать пятую отару. Думали — на Курук-Сай, но Рахманали говорит, что может задуть шабода, ветер с юга, который загонит овец в узкую теснину. Погоним, наверное, на Кесовли...

Кто не знает в округе Рахманали Шуку-рова — старейшего овцевода, одного из самых уважаемых людей в совхозе! Всю жизнь он здесь живет и всю жизнь занимается фамильной профессией. Знает все ее тонкости, все тропинки в горах и низинах, особым чутьем чувствует изменение погоды. И между прочим, был одним из тех, кто горячо поддержал >идею создания девичьей чабанской бригады, которой до этого во всем Таджикистане не было. А началось все с того, что десятиклассники Холдоркипчокской школы проходили на ферме практику. Тогда и подумали: почему бы не остаться всем классом в родных местах и не создать бригаду, поддержав почин костромичей?

Старые чабаны не одобряли эту затею: мол, рано доверять им овец, да и вообще не женское это дело. Чабанская жизнь, конечно, полна романтики, но романтика эта бывает суровой подчас и требует полной самоотдачи.

Но девчата знали, на что идут. Каждая из них сызмальства ощутила на себе, что такое сельский труд, да и знания, полученные в школе, давали основу для чабанской профессии.

А она ведь, бывшая когда-то сугубо кочевой, за последнее время качественно изменилась: зимой отары переводятся на стойловое содержание, питаются сытными комбикормами, на помощь чабанам пришла современная наука.

В селах и кишлаках Таджикистана вряд ли встретишь школьника, который бы не знал, почему при сильном ветре овца бежит против него, почему иногда животные начинают есть землю. Оказывается, если в буран или пургу овца пойдет по ветру, у нее поднимется шерсть и она может замерзнуть. А когда овца начинает есть землю, значит, ей не хватает соли.

Это, конечно, уже премудрости. Но знать только их сегодня маловато для чабанского дела. Нужны хорошие знания биологии, зоологии, химии.

— Пастбище — это как книга, — учил девчат Курбанкул Хакимов, — но только надо уметь ее открыть и прочитать. К примеру, одни травы овцы больше любят, другие меньше. А от этой любви зависит и их прибавка в живом весе, и приплод...

Когда была создана девичья чабанская бригада, одно звено возглавила Ташбиби,

другое — ее родная сестра Басбиби. Девчата много учились, перенимали каждую крупицу опыта у старых чабанов. Осенью весь кишлак узнал об их успехах, Отара дала один из самых высоких приплодов на совхозной ферме.

И когда недавно, во время навруза — праздника весны и будущего урожая, — их младшие товарищи — школьники вручали девчатам цветы, в круг вошел Рахманали Шукуров и вручил Ташбиби свой старый чабанский посох.

Это был летний жаркий день. Солнце висело над остропикими вершинами, скатывалось по ребристым отрогам в низины, розовым светом заливая чинары и крыши кишлака.

В. МАЙОРОВ

Зеленое и голубое

Я попал на Куршскую косу в разгар лета. Стояла сухая, ясная погода. С моря дул ветер — упрямец, который за много лет причудливо изогнул деревья на берегу, сделав их похожими на жирафов.

— Какой день не переставая дует, — сказал, обращаясь ко мне один из моих провожатых, лесничий Рыбачьего школьного лесничества. И добавил солидно: — Самое пожароопасное время.

И словно в подтверждение его слов мы наткнулись на черное пятно выгоревшей травы.

— Это еще весной было, потушили быстро, — заметил мальчик.

Так, разговаривая, мы дошли до конторы Куршского лесхоза.

У конторы школьников ждала Галина Ивановна Фаевская, главный лесничий Куршского лесхоза.

— Ну как?

— Все в порядке, — ответили ребята.

Пока они записывали в специальный журнал все, что заметили на своем участке, я попросил Галину Ивановну рассказать о работе школьного лесничества.

Вот что она рассказала:

— Члены школьного лесничества помогают нам во всех наших делах. А дел этих немало. Мы занимаемся в основном лесовос-становлением. Ребята работают в нашем питомнике на прополке и подкормке. Из питомника деревца-одногодки ребята высаживают на делянки. Собирают семена так называемой чины приморской — ее высевают на побережье: это растение защищает почву от эрозии, сдерживает передвижение песков. В общем, молодцы ребята.

И действительно молодцы. Лишнее тому подтверждение — та большая и по-взросло