Юный Натуралист 1980-09, страница 10

Юный Натуралист 1980-09, страница 10

8

увидел настоящую рыбалку. И вот, слушая рассказы о рыбацкой удаче, невольно улыбаюсь. При мне — и было это как раз на Валдае — рыболов-москвич по имени Цезарь Иванович вытащил из озерной глубины на «кружок», плавающую снасть, этакое темно-зеленое горбатое чудище невероятных размеров. Замерили — 58 сантиметров, взвесили — почти три с половиной килограмма! Прямо-таки царь-рыба, водяной из сказки. Не поверил бы, если бы своими глазами не увидел, в своих руках не подержал.

Природа щедро одарила Валдайский край. В какую сторону ни поедешь, дорога обязательно приведет к живописному плесу. В одном только Валдайском районе свыше 130 больших и малых озер да еще десятки прудов. Каждый пятый гектар занимает здесь водная гладь.

Рыбным промыслом в этих местах занимаются исстари. Ловят щуку и окуня, язя и плотву, леща и налима, карпа и пелядь, линя и угря (о ерше и ротане тут не вспоминают). Причем валдайцы не просто черпают то, что дает природа. Они по-хозяйски заботятся о том, чтобы не скудели естественные рыбные богатства.

Валдайский рыбозавод — одно из подразделений Новгородского производственного объединения рыбной промышленности.

Но и отдельно взятый, он представляет собой весьма обширное хозяйство. Его озерный фонд — 14 535, прудовый — 432 гектара. Пруды размещены на трех участках, расположенных в разных местах района,— Завысочье, Усторонье, Соколове; озера — целая сотня — в четырех окрестных районах — Окуловском, Любытинском, Кре-стецком и, конечно же, Валдайском. Тысячи центнеров рыбы поставляет район ежегодно.

В основном это прудовая рыба. Чтобы произвести ее, требуется много хлопот, затрат труда и средств. Рыбаки и рыбоводы трудятся здесь, как говорят, рука об руку. Труд рыбака венчает труд рыбовода. Ведь чтобы получить много хорошей рыбы, ее надо развести, вырастить, откормить.

В озерах рыба разводится, как правило, сама по себе, без вмешательства человека. Конечно же, естественные водоемы под постоянной охраной рыбоинспекции, ведущей войну с браконьерами. В период нереста над здешними озерами хрустальная тишина — проезд на моторках запрещен. Ничто не беспокоит нерестящуюся рыбу, икра закрепляется на водной растительности. Даже эти минимальные меры помогают восстановлению рыбных запасов, и уловы здесь неплохие. Но валдайцы не довольствуются этим, стремятся разводить рыбу и в озерах.

Благодаря их стараниям в здешних водоемах появились неизвестные прежде породы рыб. В озерах Валдайском, Лучкинском, Ужине хорошо прижилась пелядь — вкус

нейшая рыба из семейства сиговых. В 1978 году в озеро запустили около двухсот тысяч мальков пеляди, в 1979-м — 300 тысяч сеголеток. В небольшом, «пробном», количестве, завезли пыжьяна — сибирского сига. Ныне в Валдайском озере нередко ловят угря, порой попадаются великолепные, полутора-двухкилограммовые экземпляры. Личинки этой легендарной рыбы запускали сюда двенадцать-пятнадцать лет назад. Сейчас речь идет о разведении байкальского омуля.

Личинки этих рыб на Валдай завозят из других мест. А вот карпа, вернее гибрид карпа с сазаном, которого разводят особенно много, инкубируют промышленным способом, на рыбозаводе.

Мы в Яжелбицком рыбопитомнике, расположенном на севере района. Это ведущий цех рыбозавода. От него зависит главное — поступят ли (и какие!) сеголетки в выростные пруды.

Директор рыбокомбината Виктор Иванович Васильев, плотный, коренастый крепыш средних лет, и мастер участка, один из опытнейших рыбоводов, Иван Александрович Пчелин, показывают нам базу рыбопитомника. Это в первую очередь всевозможные пруды: небольшие, в пятнадцать сотых гектара, и огромные, глазом не окинешь, по 25 гектаров — головные, маточные, мальковые, выростные, согревательные, нагульные, зимовальные...

Уже по названию прудов можно судить, как сложна технология прудового рыбоводства, на сколько ответственных операций расчленяется она. Небольшой коллектив питомника успешно овладел технологией интенсивного рыбоводства. Мастер участка И. А. Пчелин трудится здесь уже более пятнадцати лет; мастер-рыбовод А. С. Сапогова, «наш ветеран», как называют -ее-здесь,— 35 лет. А вот инженер-рыбовод Г. Г. Яковлева работает в питомнике пять лет, старший инженер В. Н. Сергиенко и того меньше — четыре года. Но у них специальное образование, оба закончили техникум рыбной промышленности. Жизненная школа и опыт старших хорошо дополняются теоретическими знаниями и творческим поиском молодых.

Рассказ о том, как получают рыбу, следует начать, конечно же, с маточного стада. Оно невелико, в нем около 700 отборных, племенных экземпляров в шести-восьмилет-нем возрасте. Каждый из них тянет по во-семь-девять килограммов. Весной их отлавливают и после профилактической подготовки доставляют в инкубатор. Там их помещают в бетонные ванны, где они «созревают». В нужный момент от них берут икру и молоки, смешивают их. Оплодотворенные икринки, из которых вскоре появятся крохотные, едва различимые простым глазом