Юный Натуралист 1981-03, страница 3842 вился Дяг.— Я бы и так птицу дал. Если бы на доброе дело. — Мы вам хорошо заплатим,— сказал я, стараясь произнести это как можно деликатнее. — А зачем мне деньги? — Ну птицу кормить будешь,— сказал ассистент,— И всяких других тварей. Он разговаривал с ним как с недотепой. — Деревня кормит,— повторил Дяг. — Что же делать? — спросил я, взглянув в голубые простодушные глаза Дяга. Дяг пожал голыми плечами. Дверь открылась — просунулась морда лосенка. — Ну, пойдем уроки учить,— сказал Дяг, встал и без обычных в таких случаях фальшивых извинений отправился во двор, оставив нас за чаепитием. В раскрытое окно доносился ласковый голос Дяга. Я увидел в его руке курицу. Он поднес ее к морде лосенка — тот норовил ее боднуть, а Дяг поднимал указательный палец и делал ему выговор: — Нельзя, Алексей! Она твоя сестра. Нельзя. — Что же делать с аистами? — спросил я, возвращаясь к своим мыслям. — Надо с председателем решать,— сказал ассистент,— из этого Дяга ничего не выкачаешь. Пойдемте к председателю — его Дяг послушает. Председателя здесь уважают. Толковый мужик. Председатель пошел нам навстречу и уговорил-таки Дяга согласиться дать аистов и их потомство для съемок. Снимали эпизод вечером, чтобы горящее дерево запечатлеть эффектно. Дерево сделано бутафорское — с разлапистыми ветками и без листвы для графичности. Установили гнездо. Облили ствол керосином. Как только огонь охватит ствол — ассистент выпустит аистов, и они полетят к своим птенцам. Когда они закружат над гнездом, включится камера и начнется съемка. Все было готово. Дяг принес своих питомцев сам. Он отказался ехать с нами на машине, сказав, что от такой духоты птица может задохнуться. Пришел он на съемочную площадку из своей деревни пешком. Одет был Дяг в чистую ситцевую рубаху и полосатые брюки. До начала съемки Дяг взволнованно крутил головой и все о чем-то беседовал со своими птицами. Когда отдавал взрослых аистов ассистенту, то пригрозил ему кулачищем. Сам устроил птенцов на кинодереве. На пиротехника, который должен был поджигать ствол, смотрел с укором. Осветители поставили цветные фильтры, чтобы отчетливее выделялись на экране синева ночи и багровость пожара. — Ну что ж, попробуем снять,— сказал я оператору и махнул рукой пиротехнику. Тот поднес факел к стволу. Полез огонь к гнезду. Высовывали головы два напуганных птенчика. Только искры до летели до них, длинноволосый ассистент выпустил аистов. Они, как мы и предполагали, поднялись в небо, затем полетели к гнезду — на аистиный плач. Затрещал мотор кинокамеры. Съемка началась. Аисты боялись огня, росчерков искр. Они опускались к дереву, но снова поднимались прочь. Дяг следил за ними тоскливым взором. Суетились птенцы, мятежно раскрывали клювы. Огонь, как и было задумано, не трогал гнезда. Пиротехник разжег черную шину, что дало на дерево траурный шлейф — будто это марево от сожженной белогвардейцами деревни. В этом дымном смраде носились птицы, очевидно, потеряв из виду своих детей. — Душегубы,— услышал я сдавленный стон Дяга. И в следующее мгновенье он метнулся к дереву, быстро вскарабкался по огненному стволу к гнезду, схватил одного птенца и протянул руку к небу — жест мольбы и отчаяния. — Митрень! — звал он по имени взрослого аиста,— Иди сюда. Митрень. Это я. Я. Аисты услышали этот зов. Они вдруг ринулись вниз, как вертолеты на посадочную площадку. Дяг дымился. Он одной рукой повис на сухой ветке, вытянул ноги, чтобы не касаться ствола, а другой держал аистенка. Аисты схватили птенца и понесли от беды. Дяг рухнул вниз. Я не давал команду «стой». Съемка продолжалась. Дяг поднялся. Затем снова кинулся к дереву, добрался до гнезда, схватил второго аистенка и прыгнул вниз, бережно прижимая к рубахе драгоценную ношу. Потом поскакал по траве к тому месту, где сидел уже первый аистенок. Он взял птенца; взрослые аисты опустились ему на плечи. Чтобы не беспокоить их своими прыжками, Дяг пошел в темень размашистым шагом, что-то недовольно бормоча. Ночь спрятала его, словно она была его родня, и теперь укрыла Дяга своим плащом. Он растворился в ней на пути к родной деревне, куда шел пешком, оскорбленный происходящим. Больше Дяга я не видел. Но эпизод, снятый с ним, вошел в фильм. В этом был большой смысл — человек спасал птиц от беды. И неважно было, когда совершил человек это свое прекрасное дело — давно или сегодня. Ю. РОГОВ „БУДИЛЬНИК" И ЕГО АКТЕРЫ Однажды телепередача «Будильник» обратилась к своим зрителям с просьбой рассказать, какие интересные истории происходили с их четвероногими питомцами. Многие ребята прислали свои рассказы, а один мальчик заметил: |