Юный Натуралист 1981-04, страница 8

Юный Натуралист 1981-04, страница 8

12

уже давно подметил, что от пчеловода всегда пахнет медом и веет мудростью. И если во мне, как вы говорите, есть какая-то наблюдательность, то это идет в первую очередь от дедушки. Он удивительный человек!

А еще мой дедушка мастер пофилософствовать. «Вот,— говорит он,— люди все о счастье говорят. Счастье — это, мол, то да се... А на самом деле счастье — это когда золотую пчелу найдешь». Я ему: «Деда, такой пчелы в природе нету». А он мне: «А ты не в природе ее ищи, а в самом себе. Только знай: найти ее очень трудно. Но надо, надо. Найдешь — век счастлив будешь, а не найдешь — станешь жить как перекати-поле». И больше ни слова. Уж я ломал-ломал голову над тем, что это за штука такая — золотая пчела, и только недавно понял: да это же он о призвании говорит!

— Ну и как,— пытливо поглядев на Андрей-ку, осторожно спросил я,— не сыскалась в тебе еще эта золотая пчела?

— 'Трудно сказать. Вроде бы вот тут и тут,— он постучал себе пальцем по груди и лбу,— что-то жужжит, но пока еще так... едва лишь слышно. Знаете что,— вдруг встрепенулся он,— идемте дальше, я вам кое-что сейчас покажу...

...И вот мы шагаем по опушке леса. Андрейка идет не спеша, окидывая все вокруг деловитым, хозяйским взором. В руках у него большущая старая сумка, которую он подобрал в кустах. Иногда он поднимает с земли конфетные обертки, целлофановые пакеты, фольгу, разные пустые коробки, в одном месте находит пару бутылок из-под кефира и стеклянную банку. Все эти «продукты отдыха» он складывает в сумку и ворчит:

— Отдыхающие насорили, вчера выходной был. Эх, люди-человеки! Сами отдохнули, а лесу, если не убрать за ними, хворать да хворать: ведь стекло и целлофан не гниют. А вообще-то у нас вокруг лагеря всегда чисто, зеленый патруль не дает сорить чужим, а свои и сами не сорят — понимают потому что. Вон какие плакаты везде понаставили!— Андрейка указывает на красочное панно, где написано: «Лес просит: не сори, а насорил, так убери!» — Кроме рисования таких плакатов, мы проводим немало и другой, чисто практической работы по охране природы. Вы, наверное, заметили, что на территории лагеря все деревья снизу побелены, а некоторые огорожены, многие кусты подстрижены, газоны зеленые и всюду цветы, цветы. Это все мы, сами ребята, сделали. И здесь вот, окрест лагеря, нами тоже немало делается. Санитарную уборку леса проводим, муравейники расселяем, вон видите...— Он кивает на огороженный муравьиный холмик.— У нас здесь почти каждое дерево под доглядом, отчего и лес называется Пионерским. А на полянах мы цветы охраняем от деревенских и го

родских «любителей» природы: город-то рядом. Между прочим, среди цветов есть редкие. Некоторые из них, например купальницу или ирис таежный, ребята прежде только на рисунке в «Красной книге» видели, куда занесены редкие растения и животные нашего края. Книга эта находится у нас в лагерном уголке охраны природы. Кстати, книгу мы недавно слегка расширили, внеся в нее несколько новых растений, которых нынче уже почти не встретишь под Ижевском. В этом деле, как и вообще в делах изучения природы, ее охраны и пользования, нам крепко помогают советами биологи, специалисты и ученые, которых мы приглашаем в лагерь для бесед, лекций и докладов. А потом наши вожатые — они тоже знают толк в природоведческих науках. Поэтому и знают наши ребята, что в природе все взаимосвязано. Глядите, что я обещал вам показать...

Перед нами лежит широкий замшелый валун, а на нем растет невысокая, но густокронная сосна. Андрейка велит мне обратить внимание на то, что сосна связана с землей всего лишь одним-единственным корнем, через который получает соки из почвы. Затем он сообщает, что в кроне сосны есть воронье гнездо, в котором нынче живет семья кобчиков, а вокруг осенью бывает много грибов и всегда водятся мелкие грызуны. Потом он просит меня вообразить, что окрест этой сосны нет больше ни одного дерева, и спрашивает:

— Что произойдет, если «ради шутки» взять да перерубить этот единственный корень? А вот что. Сосна погибнет, кобчики улетят, грибы расти перестанут, а вокруг расплодятся грызуны, которыми сейчас питаются эти пернатые хищники. Армады грызунов хл.ынут на поля, и люди недоберут урожай, хлеба. Й все это произойдет вследствие того, что « шутник» ударом топора рассек лишь одно маленькое звено в этой длинной цепи: земля — корень — сосна — кобчики — грызуны — хлеб — люди... Вот. Конечно, я тут несколько преувеличиваю, но в принципе так оно в природе и бывает. Природа вещь серьезная и шуток не принимает. Вот, например...

И Андрейка принимается рассуждать о нарушениях экологического равновесия в природе, приводя уйму примеров из книг, рассказов взрослых и собственных наблюдений. В его голосе, в выражении глаз и лица, во всем его существе отражено глубокое беспокойство о лесах и полях родного удмуртского края и вообще о природе. Я слушаю его и невольно проникаюсь верой, что этот умный, рассудительный маленький человек обязательно найдет свою «золотую пчелу».

А вокруг нас по-прежнему дремлет полуденный лес-богатырь. Он дремлет спокойно, как бы зная, что у него есть тысячи друзей, таких, как Андрейка Камаев, живущих страстной заботой о гармонии мира.

И. ПОНОМАРЕВ

Рис. В. Каневского

В течение месяца один из участков Ереванского аэропорта был объявлен запретной зоной. Чрезвычайные меры были приняты потому, что рядом с летным полем поселилась... лисья семья.

Придя как-то утром на работу, работники аэропорта заметили между уложенными в траншее трубами лису и трех лисят. Рядом кипела стройка — сооружался новый корпус, а лиса со своим потомством спокойно резвилась на солнце. Завидя людей, она уводила малышей в нору — комфортабельное жилище с паровым отоплением, вход в которую был прорыт между трубами.

Люди окружили семейку вниманием и заботой. Пока

лисята подрастали, траншей не засыпали. Гостей подкармливали, старались не беспокоить. Но однажды летчики, принесшие «завтрак», не дозвались их. Видимо, лисица решила, что подрастающее поколение получило достаточный урок общения с людьми, и увела лисят в ближний лес.

Необычный улов вытащили на днях рыбаки португальского архипелага Мадейра. В сети попала черепаха, которая переплыла Атлантический океан. Установить это удалось благодаря кольцу на од

ной из лапок животного. На нем написано, что отважная путешественница была окольцована во Флориде (США) 9 июня 1972 года. По сообщениям газет, это первый зарегистрированный случай такого дальнего и продолжительного по времени морского путешествия черепахи. Находкой рыбаков Мадейры заинтересовались ученые.

Необычную картину наблюдают жители орловских деревень, дома которых стоят на берегах реки Любовши. В бездонной сини весеннего неба они почти ежедневно слышат серебристые голоса лебедей. Гордые и красивые птицы как бы оповещают всех — мы летим. Однако это не весенний перелет. Небольшая стая из трех птиц, покружив в воздухе, садится на зеркальную гладь разлившейся Любовши.

Жили здесь лебеди-клику-ны всю позапрошлую зиму.

Направляясь в теплые края, птицы, очевидно, ослабели и устроили себе отдых на реке, да там и остались на зимовку. Трудно сказать, как бы перенесли лебеди необычно крепкие морозы, если бы не жители окрестных сел. Птиц подкармливали. Да и Лю-бовша, тихая и спокойная река, в этих местах богата родниками. Даже в самую лютую стужу на ней всегда были обширные полыньи. Так вот и жили птицы-красавцы до теплых дней. Как только вешние воды взломали лед, они начали облет своих новых владений, оглашая округу сильными голосами.

Канадских бобров, впервые завезенных в Приамурье лет восемь назад, стало здесь в четыре раза больше. Это установили сотрудники Института охотничьего хозяйства и звероводства Хабаровска, проводившие перепись животных. Обследовав десятки рек и других водоемов, они насчитали 400 бобров. Появились новые районы их обитания. Все они объявлены государственным заказником. На этой территории запрещены выпасы скота, косьба трав и другие хозяйственные работы. Посторонние шумы больше не тревожат бобров, они стали без боязни селиться вблизи людей.