Юный Натуралист 1981-06, страница 11

Юный Натуралист 1981-06, страница 11

?J8>

Кончается весна. Пока с тополей и осин не полетела белая вата, леса стоят в свежем зеленом убранстве. Листья на деревьях достигли полного роста и еще не успели пропылиться. По пояс поднялись в лугах и лесных оврагах травы. И хотя нет той пестроты и медвяного аромата цветущих лугов, как в июле, но до чего же чудесно пахнет в лесу, особенно после дождя! Войдешь и не можешь надышаться. Птицы закончили весенний прилет. Высоко в ясном небе с визгом носятся стрижи. На зарастающей вырубке карминно-красная чечевица вопрошает всех: «Витю видел?», а в светлой роще звучно заливается золотая иволга. Нелегко ее разглядеть в высоких кронах, но попробуйте ответить ей таким же свистом — «фитиу-лиу». Если получится похоже, иволга начнет отзываться на ваш призыв и вскоре подлетит и сядет на березу, под которой стоите.

Июнь — пора забот о потомстве даже у тех птиц, кто возвращается наиболее поздно. В это время гнездится большинство птиц семейства славковых — пеночки, сверчки, камышовки, славки. Скрытные это птицы. Трудно отыскать их гнезда в густых зарослях. Нелегко изучать гнездовую жизнь. А главное, около гнезд этих птиц надо вести себя очень осторожно и по возможности совсем не тревожить. Славки очень пугливы и часто бросают даже насиЬкенную кладку.

Если ранним утром спуститься в лесной овраг, то почти наверняка можно услышать громкое сочное пение. Чистые красивые звуки привлекут ваше внимание, и вы долго будете всматриваться в гущу черемух, прежде чем заметите стройную серенькую птичку с черной шапочкой. Это славка-черноголовка. Возвратившись на родину раньше самки, самец подби

рает гнездовой участок и го лосом, по красоте мало уступающим знаменитому соловьиному, пытается привлечь самку. Придите через день через два туда, где впервые услышали Черноголовку, там опять раздастся звучное пение. Когда самка, наконец, обратит внимание на обращенные к ней серенады, она приступает к постройке гнезда. Делает она его на одном из кустов, куда самец уже натаскал несколько соломинок. Но теперь он уже не помогает самке, и птичка свивает гнездо одна.

Гнездо Черноголовки — небольшая легкая корзиночка с тонкими просвечивающими стенками. Славка строит его из тонких сухих стебельков, корешков и растительного пуха. Лоток выстилает конским волосом, лосиной и кабаньей шерстью. Как и у большинства воробьиных птиц, полная кладка состоит из пяти-шести яиц. Яйца этой птички очень разнообразны по цвету. В одном гнезде они почти белые с лишь едва заметными расплывчатыми сероватыми или охристыми разводами, в

Гнездо дроздовидной камышовки.

Яйца: а) камышовки-барсуч-ка;

б) зеленой пересмешки;

в) серой славки;

г) пеночки-трещотки.

другом — оливково-серые с мраморным рисунком и редкими темными поверхностными черточками и точками, иногда розовато-пестрые с более темными штрихами и пятнами. Гнезда этих славок располагаются или на невысоких кустах, или на тонких свисающих ветках черемух; очень часто птичка делает его в негустой маленькой елочке. Обычно оно находится ниже человеческого роста, так что, найдя гнездо Черноголовки, успеваешь заметить, кто насиживает — самец (у него шапочка черная) или самка, у которой шапка коричневая.

Другие наши славки гнездятся схоже. Садовая славка делает гнездо обычно у самой земли, в середине густого кустика. Среди отмершей травы и ветоши заметить его трудно. Снаружи гнездо этой славки более рыхлое и грубое — соломинки торчат во все стороны. Но лоточек выложен так же аккуратно, как и у Черноголовки. Яйца чуть крупнее, часто удлиненной формы, оливково-мраморной расцветки. Темных поверхностных пятнышек мало. А вот у славки-мельничка (это одна из самых маленьких наших славок) гнездо чаще всего находится в кустике можжевельника. А в садах она любит гнездиться в колючих кустах крыжовника или малины.

В нашем саду однажды загнездился мельничек в густом кусте шиповника. Это место ему, видимо, так понравилось, что и на следующий год он устроил гнездо прямо над прошлогодним. Яйца у этой славки очень мелкие и светлые.