Юный Натуралист 1981-06, страница 6

Юный Натуралист 1981-06, страница 6

Толя Дрижарук с трудом дождался последнего звонка, схватил портфель и вымахнул из школы. Оседлал велосипед и запылил к голубой ленте древней Ворсклы.

Колеса шуршали, оставляли на песке сетчатую строчку. Мальчик усердно крутил педали — спешил. Вчера они обходили участки леса и возле березовой рощи наткнулись на костровище. На двух полянах заметили следы легковой машины. Потом кто-то нашел в густом ивняке бредень.

Сразу три нарушения. Мальчишки прочесали ближний лес — никого. Толя хотел сообщить наблюдения Ивану Степановичу Коваленко, но раздумал. У лесничего и без них дел уйма. Решил сам разведать и^по горячим следам нагрянуть к нарушителям вместе с хлопцами.

В лесу Толя спешился, сунул велосипед в кусты и осторожно спустился к реке. Через густой ивняк слепила Ворскла. Мальчик пробрался к густым зарослям, где вчера они обнаружили бредень. Сетки на месте не было. Толя шагал вдоль берега. На изгибе реки заметил две фигуры.

Толя мчался к перекату Ворсклы, не чувствуя ног. На ходу схватил палку, крикнул:

— Бросай бредень, буду стрелять! Стой!

Мальчишки в темных майках, хлюпая по

воде, шарахнулись в разные стороны. Неуклюже выбрасывая ноги, скрылись в кустах. Толя остановился, перевел дух: на ту сторону ему плыть нельзя. Он поднялся на крутой берег к соснам, подождал. Никто не появлялся.

Этих пацанйв Голя не раз видел на реке, и теперь ясно, кто браконьерит у них под боком.

— Все равно поймаем.— Он грозил тому берегу.

Дрижарук обогнул массив и свернул в заветный уголок — березовую рощу. Осмотрелся

ШУМИТ

КОВПАКОВСКИЙ ЛЕС

кругом, заметил банку из-под консервов, рваную бумагу, окурки.

— Резвились,— ругался мальчик,— а если в такую сухоть оставили огонь?.. Пожар!

Дрижарук содрогнулся от одной лишь мысли о возможной беде и зашагал на туристскую тропу Брянщины. Там должны ждать друзья-лесники.

Котелевский лес на Полтавщине не дар природы, а рукотворное произведение. Зеленый массив в 270 гектаров стал гордостью, наследственной реликвией четырех поколений.

Котельва из века в век считалась местом, проклятым богом и людьми. Была нищей и обшарпанной. Страшным бедствием для крестьян был песок. Он медленно, но верно заглатывал деревню в скрипучую пасть и жевал желтыми зубами. Село умирало, как путник в пустыне. Стихия отбирала главное —■ землю и пастбища.

Но нашелся смелый и мудрый человек — Сидор Артемович Ковпак. Он примчался в Котельву, пропахший зноем и пылью дальних дорог боевого семнадцатого года, чтобы в родном селе установить Советскую власть. Ковпак возглавил штаб обороны и земельную комиссию. Кто-кто, а Сидор Артемович знал беду земляков и первое, с чего начал, так это с войны со стихией. Он предложил засадить вдоль реки Ворсклы семьдесят пять десятин «задавленной» земли саженцами сосны.

Заскрипели подводы, вереницей потянулись на пустыри, доставляли удобрения и воду. Котелевцы давали новую жизнь оплаканной земле. Сам Ковпак саженцы сажал на склоне небольшой низины. Брал их осторожно, успокаивал в лунке, заливал водой, присыпал землей и, довольный, гремел на округу:

— Запомните, эти деревья станут свидетелями большого дела! Здесь будет лес, и коте

левцы назовут его родным... Лес, рожденный Советской властью!..

Шестьдесят с лишним лет минуло с той поры. Изменились берега Ворсклы. Сосновый лес стеной поднялся на песках и кольцом придвинулся к Котельве. Образовалось урочище. А там, где была небольшая низина, выросли огромные деревья. Среди них есть и сосны Ковпака. Ветвистые красавицы в обхват толщиной напоминают о былом. Одна из них, с раздвоенным стволом, особо была памятна Сидору Артемовичу. Он ее так и назвал — Лира и постоянно справлялся у земляков: «Как там шумит моя Лира? Громко?»

Все эти шестьдесят лет не прекращалась работа по озеленению берегов Ворсклы. Урочище ползло вширь и вверх. Набирало мощь. Песок отступил, покорился котелевцам. Хозяевами зеленых просторов стали школьники. Появилось школьное лесничество со своим уставом и законом. Суть их проста — посади

дерево, оставь о себе память, сделай землякам добро. Мальчишки и девчонки надели форму лесников и голубых патрулей.

У юных котелевцев определилась своя философия жизни: кончаешь школу, передай лесные делянки младшим, научи их законам природы. Подросли эти младшие, стали старшеклассниками — сдают лесничество новым наследникам. Так из поколения в поколение.

Все умеют делать школьники в своем лесу: заготавливают семена, высаживают молодые растения на пустырях, ведут санитарные рубки, собирают лекарственные растения. Мальчишки и девчонки вместе с работниками Котелевского лесничества засадили лесом 270 гектаров пустоши и передали отвоеванные пространства колхозам. Создали прибрежную полосу вдоль Ворсклы и только так сумели защитить сельскохозяйственные угодья от разрушений. Прекратилась береговая и водная эрозии. Вокруг Котельвы образовался свой