Юный Натуралист 1981-07, страница 5

Юный Натуралист 1981-07, страница 5
Пусть растут хвойные боры!

Пермская область — это всхолмленная волнистая равнина, леса и болота на которой занимают две трети. Да какие леса! Густые южнотаежные, еловые с примесью сибирской пихты.

Как хотелось бы, чтобы ребята все знали о природе своего края! Чтобы леса и болота, ступи они в дикие уголки, не казались черными космическими дырами, вызывающими своей неразгаданностью смущение и растерянность.

Можно, конечно, один, два и даже десять раз повести ребят на экскурсию в поле, лес, сорвать цветок, мол, это медуница, зацветает в мае. Повернувшись влево, показать вяз шершавый, в другой стороне клен платановидный.

Марина Степановна решила, лес должен расти вместе с ребятами и ребята вместе с лесом.

Итак, вот семя сосны, малое и беззащитное! Его может склевать птица, уничтожить мышь. Но в семени закодирована могучая жизнь. Как пробудить эту жизнь, семя не подскажет, однако можно самим распознать необыкновенно сложный код.

В начале марта ребята знакомятся с первой тайной кода: замачивают семена в снеговой талой воде при комнатной температуре: сосны на 8 часов, ели на 18, лиственницы на 24 часа. Потом кладут семена в марлевый мешочек, идут на лесную поляну.

А на стылой лесной поляне сугробы еще глубокие, еловые лапы гнутся от тяжести белых комков, в которых детишкам видятся то белки, то куры, то белые соболя. Но поди доберись еще до этих соболей!

Однако у мальчишек лопаты. Вот проложили они тропки к елкам, протоптали стежку к осине и рады бы освоить весь лес, но Марина Степановна поднимает руку: пока достаточно небольшой площадки в центре лужайки. Тут и положим мешочки, забросаем снегом курган до одного метра, утрамбуем, накидаем еще лапника.

Зачем лапник? Чтоб задержать быстрое таяние снега. В таком состоянии будем хранить семена до посева. Для чего? Сегодня мы провели важный опыт— выявление эффективности снегования семян хвойных пород.

Не менее увлекательным оказался и опыт второй — поиски участка и сев. Девчонок изумляли на теплых пригорках цветы мать-и-

мачехй, дикими птицами летели в глубь леса мальчишки в поисках редких уже подснежников. Надолго задерживали около себя прозрачные, как воздух, лесные лужицы. В них плыли облака, голубели сосны и, кажется, отражались даже трели птиц.

— Соседство черемухи не подходит для будущих сосенок,— объясняла Марина Степановна.

А вот морошка или желтая малина — первый признак, что мы недалеко от цели. Вокруг морошки всегда бедные земли.

На краю соснового бора мальчишки пробежали по ребристым стеблям черничника.

— Мы нашли песок,— закричали они,— теплый сухой песок!

— Да, это действительно легкие земли,— согласилась учительница.

Что делать дальше, ребята уже знали. Сережка Иванов скинул куртку, поплевал на ладони, еще раз внимательно оглядел найденный участок супеси. Потом крякнул. При его неистребимом желании копать грядки с посевными бороздками появились скоро.

И над грядками склонились все. Нынче каждому хотелось быть сеяльщиком целой рощи.

— Семян должно быть 100 штук на погонный метр,— объясняла Марина Степановна.— Глубина заделки 1,5—2 сантиметра.

Когда же вспыхнули в травяном полумраке ландыши, а вокруг белых черемух заметели-лись пчелы, юннаты опять пришли в лес, потому что, как все вновь родившееся, ростки нуждались в защите: от солнца, от хватких сильных трав.

— Мы можем сделать подарок новорожденным,— сказала Марина и, не объясняя далее, попросила: — Возьмите с собою мешок.

Девочки же принялись гадать:

— Неужели охапку цветов в него положим? Или целый мешок удобрений?

По дороге биолог рассказывала о синице, что за сутки съедает вредителей не меньше, чем вес ее тела, и если бы человек обладал ее аппетитом, то уничтожал бы в день 4 буханки хлеба. О воробье, обыкновенном сером воробьишке, в шее которого позвонков оказывается больше, чем у жирафа.

У небольшой сыпучей горки под деревом учительница добавила:

— Муравьи тоже хорошие санитары. Возьми, Сережа, лопату да осторожно, чтоб не перевернуть, снимай землю. А ты, Виктор, подставляй мешок.

— Это и есть наш подарок?

— Да. Мы переселим муравейник поближе к сосенкам. Пусть дружат. Теперь на нашей плантации совсем не будет вредителей.

Переглянувшись между собой, юннаты поняли: им немало предстоит еще сделать, чтобы крохотные сосенки выросли сильными, как Сережа Иванов, рослыми, как Витя Келепов, стройными, как Катя Михайлова.

Теперь немного статистики.

Когда Марина Степановна Казакова в 1972 году пришла на станцию юных натуралистов, в Пермской области было 60 школьных лесничеств, теперь их 145 да еще 30 звеньев лесоводов.

Во все эти лесничества и звенья со станции юных натуралистов постоянно приходят составленные Мариной Степановной рекомендации о том, как заложить школьный лесопитомник, создать теплицу, каким образом вести фенологические наблюдения, как размножить голубую ель, любимую всеми высокодекоративную культуру, зелеными черенками.

В них можно еще прочитать и об интересно проведенных в школах области праздниках «День птиц», «Неделя леса».

На основе этих разработок в 33 школьных лесничествах ведутся опыты по восстановлению лесов на вырубках за более короткий срок, в 35 школах созданы дендрологические участки, изготовлены для птиц 7400 гнездовий.

А самое главное в том, что, увлеченные красотой леса, поля и луга, юннаты области посадили новых лесов на площади 4400 гектаров, осуществляют уход за лесом на 8 тысячах гектаров.

Вот какой огромной пользой людям обернулась ребячья любовь к травинкам, хвоинкам и прочим незаметным малостям.

г. Пермь

Л. БАБИЕНКО

Поисн „Вииторула"

Первые работы кружковцев средней школы № 40 Кишинева включали сведения о загрязнении окружающей среды в городе.

Саша Вайсман подготовил экспериментальный реферат по определению остатков ядохимиката с помощью газового хроматографа. Осваивая его, он внимательно присматривался к работе ученых. Юный исследователь работал в химико-аналитической лаборатории ВНИИ биологических методов защиты растений.

Уже первые представленные работы были высоко оценены жюри на городской, а затем и республиканской конференциях школьников. За успехи, достигнутые ребятами, химический кружок, который, по существу, стал сразу биолого-химическим, был принят в республиканское научное общество учащихся «Виито-рул» («Будущее»).

Потом члены кружка взялись за решение более сложных задач. Их интересовала природа запаха во всех его проявлениях. Особенно много работ — и теоретических и экспериментальных — было подготовлено о запаховых веществах насекомых — аттрак-тантах. Света Коваленко, Саша Кудряков, Слава и Наташа Сухоносенко, Глеб Кирнич-ный, Лиля Власова рассказали о том, как началось изучение этих веществ. Ребята сами выставляли ловушки и отлавливали вредных насекомых, изучали улетучивание аттрактан-тов из резины и разложение аттрактантов при действии солнечного света и даже находили математические зависимости, которые позволяли предсказать дальнейшую судьбу аттрактантов в природе.

А запах растений, которые растут рядом с нами? Тоже интересная тема. Кружковцы собрали в школьной лаборатории установку для отгонки эфирных масел из растений водяным паром, подготовили коллекцию запахов: тут и укроп, цветы лоха серебристого и душистого горошка, несколько видов полыни, ромашки. Сережа Моисеенко основательно разобрался в химическом строении эфирных масел, а другие ребята узнали многое о веществах, входящих в состав растений: алкалоидах, витаминах, фитоалексинах. И все они, как оказалось, находятся в растениях парка имени Бурлаченко.

Сейчас на смену «старым» кружковцам, которые, правда, не забывают школу, пришли восьмиклассники.

С. БАТКИС, Л. КЕЙСЕР