Юный Натуралист 1981-10, страница 12

Юный Натуралист 1981-10, страница 12

16

Еще недавно багровыми кострами полыхали осины, бронзой отливали орешники, калины соревновались между собой в яркости багряных листьев и рубиновых ягод. Но прошли дни золотой осени. Заморозки все чаще стали прихватывать землю, и лес заторопился сбрасывать свои роскошные наряды. Раньше всех не выдержали осины. С первыми холодными утренниками начали они сыпать на землю красные, пурпурные, желтые и пестрые зелено-красные листья.

На рубеже сентября и октября громкое курлыканье донеслось с высоты. Над сжатыми полями и многоцветными перелесками потянули к югу клинья журавлей. В это время дружно начали скидывать свои легкие платья бледная жимолость и малиново-розо-вый бересклет. Гордый клен будто в ярком желтом плаще стоял на лесной поляне. Но и его листва дорогим ковром легла к подножию родного дерева. За короткий срок ли-

Застрявший на ветке лист клена.

шился он своего великолепного одеяния. Тихо расставались с темно-желтой листвой липы. А когда налетел ветер, золотым дождем сыпали листву молодые березняки. Яс-

-4> -А-

7 ^ +

Скученная стая скворцов. Так летают воробьиные птицы, мелкие кулики, иногда утки-чирки.

ные дни сменились ненастьем. Опустевшие поля и редеющие леса сек надоедливый дождь. Он смывал с кустов крупные желто-бурые листья орешника, трепал лимонно-желтые сарафаны крушин, обнажал темные ветки черемух.

Зайцы прятались от дождя в густые молодые елки и лежали там. На юг спешили птицы. Будто ветер носил от рощи к роще стаи зябликов и дроздов. Опускались на мокрые поля утомившиеся коньки. По зорям над водоемами слышался свист утиных крыльев. Это летели чирки-свистунки, кряквы, шилохвостки, свиязи. А широконосики и чирки-трескунки уже пропали. Охотники с нетерпением ждали появления поздних северных уток: крохалей, гоголей, морских и хохлатых чер-нетей, турпанов. Когда в непроглядной тьме ночи над озером вдруг раздавалось

громкое отрывистое «га», думалось — неужели уже гуси полетели. Но нет, то кричала, пролетая, выпь.

Все пустыннее становилось на берегах водоемов. Редко поднимешь бекаса, или осторожная камышница, выскочив из прибрежных зарослей аира, поспешит скрыться в самые крепи. Над заливом кружили одинокие чайки. В разгар пролета около телеграфных столбов нередко можно увидеть погибших птиц. Немало их бьется о проволоку в это время. Причем чаще всего это славки и другие насекомоядные птицы, которые летят по ночам. Но, пожалуй, чаще разбиваются коростели и погоныши, про которых любят писать, что почти весь путь на зимовку и обратно они проделывают пешком.

И вот уже голые осины и тополя. На черемухах дрожали последние листья. А ивы все еще не спешили расстаться с листвой. И ольхи по-прежнему стояли зеленые и густые. Время октября близится к концу. Как сердитый дворник, заканчивая свою смену, он сметал потемневшую листву и гонял последние стаи. Уже й скворцы и жаворонки встречались все реже. И гуси косяками и вереницами летели над полями, предвещая холода.

На дне бочага лесного ручья копошились лягушки. Они сонно перебирали лапками, пытаясь зарыться в ворох утонувшей и почерневшей листвы. Здесь в оцепенении проведут они долгую зиму. Черные тучи, грозя снегом, наползали с севера. Березы сыпали редеющим дождем мелкие листья, и рощи с каждым днем все более сквозили. И пустые вороньи гнезда далеко были видны.

Так и не сменив зеленого наряда, начал осыпать листву ольшаник. В тихое утро, после особо холодной ночи падали большие ольховые листья, и было слышно, как стучали они по веткам. С холодами зайцы вылезли из непролазной еловой чапыги. Они уже начали подходить к сваленным осин-

4

% х

Утки, летящие прямым фронтом. Строй, характерный для гусей, крупных куликов.

кам и оставляли на молодой зеленой коре светлые следы зубов. И вот однажды не

обычно ранний оассвет высветлил окно. Это за ночь выпал первый снег. Он покрыл поля, над которыми кружили зим-

17

няки, припорошил молодые елки и поломал много сучьев, не успевших сбросить листву деревьев. На подоконнике появилась синица. Легкими прыжками проскакала она по пушистому снежку, оставив парную цепочку следов. Стукнула клювом в стекло. Пора готовить кормушку.

В. ГУДКОВ Рис. автора

Жарким выдалось прошедшее лето. Комары, мухи и оводы донимали животных. Вот и приходилось им прибегать к различным хитростям.

«Чесало». Издавна так называют в некоторых областях России камни, валуны, высокие пни деревьев, о которые чешутся на пастбищах коровы. За таким вынужденным занятием и сфотографировала свою любимую буренку Света Коробицына из Амурской области.

3 «Юный натуралист» № 10