Юный Натуралист 1981-10, страница 8

Юный Натуралист 1981-10, страница 8

Ш-ЗЫк ШМ

ииепшл

ОТШЕЛЬНИК КАЛИНИНСКИХ ЛЕСОВ

В этом году исполняется 50 лет Центрально-лесному государственному заповеднику. Он был организован в 1931 году на самом водоразделе двух могучих русских рек— Волги и Западной Двины. Отсюда, из одного кочковатого болота, вытекают два ручья с чуть желтоватой, но чистой и всегда холодной водой, постепенно набирают силу и превращаются в реки: Жукопу, впадающую в Волгу, и Межу — крупный приток Западной Двины.

Работают в заповеднике ученые разных специальностей: ботаники, зоологи, почвоведы, географы. Помогают им лесники и егеря. Задача у всех не простая: как в наше время машин и техники, в век химии, использования атомной энергии и космических кораблей сохранить лес. И не только сохранить. Нужно, чтобы он рос, служил человеку, радовал его чистым звоном ручьев, мягким шорохом листвы да смолистым духом хвои. Чтобы не перевелись в нем россыпи яркой брусники, клюквы и заветные грибные места, птичьи песни и зверье.

Широкими лентами тянутся между полей дремучие калининские леса. Вплотную подступают они к селам и малым деревушкам, прижимаются к ручьям и речкам, окаймляя сенокосные луга и пастбища. В этих лесах и расположился Центрально-лесной заповедник — настоящее медвежье царство. Летом на мягкой лесной почве повсюду можно встретить характерный пятипалый отпечаток лап хищника. В прошлом на медведей усиленно охотились, и численность зверя заметно сократилась, а местами он исчез вовсе. Но непролазные дебри и удивительная способность бурого медведя обходиться растительной пищей сохранили этого зверя в калининских лесах. Полный же запрет охоты способствовал тому, что численность медведя стала довольно высокой — в заповеднике и его охранной зоне сейчас их около 60.

Летом медведи равномерно распределяются по занимаемой территории, питают

ся различными травами, черникои, малинои, но ближе к осени забот у мишек прибавляется — нужно накопить побольше жира, чтобы безбедно перезимовать. Медведицам и того хлопотней, им придется до самого апреля кормить в берлоге малышей, которые родятся в середине января. Появляются они слепыми и глухими, а весят всего около 500 граммов. Растут в эту пору медленно, как бы помогая матери экономно расходовать жировые запасы.

Медведь — самый крупный наземный хищник, применяющий различные приемы охоты. Он может осторожно подкрадываться к лосю или кабану, поджидать их в засаде и бросаться на животное с короткого расстояния — например, как тигр. Иногда медведь упорно, многие километры преследует намеченную жертву, стараясь перерезать ей путь, загнать в завалы, болото, реку, где ему легче с ней справиться. В этом случае медведь охотится, как волк,—

вдогонку и загоном. Несмотря на такие хищнические способности, крупное копытное медведь добывает редко. Он больше довольствуется мелочью: мышами, муравьями, осами, а иногда птицами и их кладками. Этого бывает достаточно, чтобы удовлетворить потребность зверя в животной пище.

Медведи ведут одиночный и одиночно-семейный образ жизни. Они не любят вмешательств пришельцев и охраняют свою территорию, оставляя на пересечениях дорог и звериных тропах «метки». Лесные великаны уважают суверенитет друг друга и живут мирно, но звери одинаковых размеров в соседстве не селятся. Явление это пока объяснить не удалось. Возможно, одинаковые по размерам и силе животные не могут выявить «мирным путем» приоритет друг перед другом и стараются лишний раз не встречаться. Медведица с медвежатами вместе живет полтора года. Иногда уже отошедшие от матери «лончаки» вместе залегают в берлогу, но уже весной, в возрасте старше двух лет, они расходятся. Каждый находит себе «свое место» и живет отшельником.

И все же бывают случаи, когда несколько медведей собираются на маленьком участке. Чаще это можно наблюдать осенью на Камчатке и Дальнем Востоке, где медведи ловят проходящего на нерест лосося, а иногда и весной, на побережье, у туши выброшенного морем кита или моржа. В районе нашего заповедника медведи собираются вместе у овсяных полей, расположенных среди лесного массива.

Конец лета — ответственная пора в сезонной жизни медведей — так называемый «нажировочный» период. Начинают мишки

11

ходить с места на место, проверяя ягодники, заросли лещины, рябинники — ищут урожай получше. Не каждый год лес щедро одаривает их кормами. Тогда приходится медведям идти к овсяным полям. Овес для них не лакомство, как иногда об этом пишут, а калорийный корм, на котором медведи быстро жиреют. Несмотря на то, что человек преследует зверя за потравы овса (на «овсах» издавна охотились на медведей), мишки ходят на поле, рискуя своей шкурой,— не накопив жира, в берлоге не улежишь. В неурожайный год почти все медведи собираются к полям, засеянным овсом. Особенно страдают мелкие участки, расположенные среди леса.

Как же уживаются эти отшельники, привыкшие к одиночеству, в местах их вынужденного скопления? Каким образом разрешают конфликты? У бурого медведя, например, мощные зубы и когти. Как часто он применяет их, чтобы отстоять свое право сильного? Эти и другие вопросы необходимо разрешить, чтобы понять взаимоотношения медведей, объяснить целесообразность этих форм поведения для блага самого же медведя.

Ученые заповедника много лет наблюдают за бурыми медведями близ овсяных полей, наиболее удаленных от жилья человека. На этих участках, прикрытых лесом, скапливается от 4 до 11 зверей. Вот тут и проявляются у бурых медведей черты поведения, которые были скрыты, как бы «хранились про запас», в сложной схеме общественного поведения зверя.

Основной формой общения медведей друг с другом является своеобразная сигнализа-