Юный Натуралист 1981-11, страница 17

Юный Натуралист 1981-11, страница 17

15

Ехала Таня Гаврюшина в осеннем теплом автобусе, единственная сдвинутая створка окна которого превратила автобус в ловушку для нежного полевого ветра, и удивлялась: все ближе, ближе к Владимиру, а родное село Ворша и речка Ворша как будто бы тоже сдвинулись с вечных своих мест и берегов, бросились вдогонку и не отстают, преследуют своей картинной красотой. Ах, ведь это только в русских сказках так бывает: беглеца или пленника выручает родной лес, а родная речка творит чудеса животворной водой... И Таня, любуясь дивом лета за окнами автобуса, по обе стороны шоссе, соединяющего старинные русские города Владимир и Горький, охотно принимала сказочный сюжет и, обманываясь знакомой опушкой леса или зеленым воротничком реки, оправдывала фальшь пейзажей: ведь мы живем на берегах Ворши, средь лесов,— и почему бы уже другие речушки и другие леса не напоминали нам родные окрестности Ворши? Да, продолжала она думать, не только живем на берегах Ворши в селе Ворша, но и работаем там, уже и работаем. И она при этом чуть повела глазами в сторону, словно ей надо было удостовериться в том, что вместе с нею едут во Владимир, на областную станцию юных натуралистов, руководительница ученической производственной бригады учительница биологии Мария Алексеева Мучицына и восьмиклассник Миша Ермаков.

Во Владимире они познакомятся с работой кружков и еще раз расскажут о летних делах, о своих опытах, о том, как все лето помогали школьники родному совхозу «Асер-ховский». Тут Таня как раз и вспомнила, что захватила с собой в дорогу несколько толстых колосков пшеницы, выращенной на школьном учебно-опытном участке, и приоткрыла дорожную сумку, поласкала рукой в недрах сумки, а затем и поднесла поближе к глазам, к свету пучок колосьев, богатых крупными зернами. И не' успела она спрятать холеные колосья, которыми можно похвалиться в любом хлебном краю России, как и Миша Ермаков развернул белый платочек и тоже показал чету пшеничных колосков, которые отливали смугловатой спелостью зерен. Таня улыбнулась Мише, понимая, что он тоже решил предъявить во Владимире эти хлебные доказательства лета.

Можно много рассказывать о долгой ребячьей страде, а можно и высвободить из белого платка тесные от зерен колоски, и всем, кто увидит великолепные колосья, станет понятно, как старательно кланялись воршанские ребята учебному полю, как подкармливали зеленые стебли, как ножницами подстригали колосья, чтобы к зениту лета превратились они в такие весомые, полновесные, с литой дробью зерен, каждое из которых напоминает по форме крохотный

пирожок. Ну а они, Таня да Миша, с улыбкой порадовали друг друга спелыми колосками — и это прозвучало как безмолвный пароль щедрого владимирского поля.

Да мало ли о чем напомнит колос, обласканный твоей рукой! И Таня вдруг нашла, что каждый такой колос обладает удивительным свойством восстанавливать в памяти человека все сроки труда во имя хлеба. А хлеб, а дар владимирского поля — это не только пшеница, выращенная на опытном участке, но и многое другое, из чего складывались дни и заботы учебно-производственной бригады Воршанской средней школы.

Ну, колосья, ведите-ка в начало лета! Ведь ребята знали дорогу не только на делянки опытного участка — все поля и фермы совхоза слышали их звонкие голоса...

Наверное, недаром еще два года назад на сотке опытного участка ребята ставили опыт, выявляя оптимальные сроки подкормки капусты: в прошлом году они уже на совхозных 34 гектарах высаживали капусту, а в этом году высаживали капусту на 50 гектарах. В жарком июне 25 членов бригады в течение нескольких недель трудились на расса до-посадочной машине. Почему понадобилось несколько недель? Конечно, площадь, отведенная под капусту, большая. Но были еще и перебои с доставкой рассады, часть которой выращивали в совхозе, а часть — доставляли из Подмосковья. Потом вдруг ненастье, холодные дни, а в такие дни нежелательно высаживать рассаду. Да и была ведь всякая рассада, а высаживать надо только хорошую, здоровую.

Молодой совхозный тракторист Петр Ба-шилов пускает машину по вспаханной земле, а ребята старательно берутся за дело. Шестеро сидят на машинных сиденьях, перед каждым из них — ящик с рассадой. И надо успеть на специальное приспособление, на ложечку, опустить рассаду, затем опять и опять, а те шестеро, что идут следом за машиной, должны подправить рассаду, укрепить ее в земле. Как торопились поначалу многие из тех, кто сидел на агрегате, как забывали о том, что рассаду на ложечку надо подавать листиками вниз, а не корешками, чтобы идущим вослед удалось удобнее подхватить и укрепить ее в почве. И все-таки учились здесь же, на поле. Учились внимательно и добросовестно работать. Только старшеклассники могли справиться с такой кропотливой работой, и только собранность, старательность и могли выручить каждого из овощеводов.

Оля Суворова, Андрей Филенков, Ира Корягина, Таня Походова, да и все остальные понимали: высадишь плохую рассаду или высадишь ее не так — обесценишь труд всей бригады. И ребята не щадили себя. А потом настала пора, когда целую неделю пришлось работать по круглому дню: осво