Юный Натуралист 1981-11, страница 22

Юный Натуралист 1981-11, страница 22

20

дополнительный резервуар. Повреждений цветкам флёрницы нанести не могут, слишком мягки их покровы. Зато могут переносить прилипшую к телу пыльцу с одних цветков на другие, невольно занимаясь очень нужным для растений делом — перекрестным опылением.

Умеют они собирать пыльцу не только с цветков, но и с листьев, и со стеблей. Этот любопытный факт остроумным опытом доказал ленинградский профессор Э. К. Гринфельд. Он посадил в банку несколько бабочек, которые, летая и стучась о стекло, теряли чешуйки со своих крыльев. Выпустив бабочек, профессор насыпал в банку цветочную пыльцу, поставил туда же маленький букетик, а затем пустил златоглазок. В кишечниках многих из них были потом, кроме пыльцы, обнаружены и чешуйки. Значит, насекомые кормились не столько на цветках букетика, сколько на стенках своей столовой. В природе златоглазки часто так поступают. Например, на цветущей кукурузе, листья которой бывают сплошь усыпаны образующейся в изобилии пыльцой. Так же. с листьев, собирают они и медвяную росу — сладкие выделения тлей. А когда созревают яблоки, груши, виноград, пьют из трещинок плодов витаминизированный сок.

Но не все златоглазки кротки и миролюбивы. Многие сохраняют верность личиночным привычкам и под покровом полутьмы отправляются в охотничьи рейды. Тлей и других вредных насекомых они истребляют даже больше, чем личинки. Потому что живут дольше: не три недели, а месяц, а то и три. Златоглазка прозрачная, если голод одолевает ее, может за десять минут съесть пять тлей. А самец и самка златоглазки красивой уничтожают дней за тридцать примерно полторы тысячи «растительных вшей».

На листьях возле тлиных поселений, если хорошо поискать, можно найти яички, отложенные флёрницами. Яички эти описаны и нарисованы чуть ли не во всех книжках о насекомых. Ботаники в XVIII веке приняли их за грибы особого вида и дали латинское название «аскофора овалис». Ошибиться было немудрено: маленькая головка-шляпка на тонкой ножке — гриб как гриб.

Но пополнившийся было перечень известных науке плесеней пришлось вновь сократить, когда выяснилось, что из «шляпок» выводятся крохотные мохнатые личинки.

«Шляпка» — это и есть яйцо. Оно овальное и сначала зеленое или белое, но по мере созревания темнеет. Ножку же, или стебелек, златоглазка делает так: прижимает к листу кончик брюшка и выделяет каплю густой, быстро застывающей на воздухе жидкости, которую сразу же, поднимая брюшко, вытягивает. Стебельки у одних видов длинные, иногда больше сантиметра, у других короткие (3 миллиметра у обыкновенной златоглазки). Сооружаются они, конечно, не для оригинальности, а для сохранения жизни будущего потомства. Хищники, вроде муравьев, снующих

повсюду, или божьих коровок, редко находят и поедают яйца на высоких подставках. А те насекомые, которые просто проползают мимо, не так часто их повреждают. Стебельки защищают яйца и от прожорливой молоди самих златоглазок, вылупившейся где-нибудь по соседству.

Златоглазки довольно заботливые родительницы. Они будто знают, что их детям вскоре после появления на свет потребуется пища. Личинки не проживут и суток, если не найдут чего-нибудь съедобного. А поиски пропитания ограничены вначале совсем небольшим радиусом — в несколько сантиметров. Вот почему златоглазки и стараются отложить яйца поближе к скоплениям тлей. Кроме еды, личинкам в первое время необходима тень: солнце может высушить их. Поэтому самки стебельки с яйцами редко располагают на погерхности листьев, где жарко, чаще подвешивают под ними — там прохладнее. У златоглазки обыкновенной соотношение примерно такое: три яйца под листом, одно — над ним.

Многие зилы флёрниц размешают яйца маленькими п; чк; ми, а другие целый лес сажают: 20—40 птук рядом, иногда совсем вплотную. Волнуется этот лес, трепещет, стоит листу качнуться. Не так, как все, поступает лишь златоглазка обыкновенная. Она откладывает яйца по одному, вразброс, далеко друг от друга. В этом есть определенный смысл: многочисленным врагам тяжелее их отыскивать.

На теплом юге златоглазки развиваются быстро, и за год сменяются 4—5 поколений, в субтропиках даже 8. У нас в средней полосе бывает 2 поколения. На севере — одно.

Зимнюю пору, холодную и голодную, большинство видов флёрниц проводят в коконах в облике предкуколок. Большинство... Но не златоглазка обыкновенная! Эта зимует взрослой, спрятавшись в лесной подстилке, забившись в какую-нибудь щель или дупло дерева. Ее можно обнаружить и в комнате — за шкафом, за картиной. Сидит, сложив крылья, а жизнь в хрупком тельце пульсирует еле-еле. чтобы хватило на долгие месяцы драгоценных питательных запасов.

Очень часто златоглазки устраиваются осенью на чердаках, в чуланах, сараях. А в горах Заилийского Алатау со всей округи слетаются к удобным елям с полуотставшей корой: на каждом таком дереве находили до трех тысяч сетчатокрылых квартирантов.

Приходит весна, и флёрницы покидают укрытия. Летят к пылящему орешнику, золотистым ивам, а цветущие сады.

Я слышал, есть люди, которые считают златоглазок вредителями, путают с молями. А залетевших в комнату флёрниц безжалостно уничтожают. Хорошо, что таких людей немного. Но было бы еще лучше, если бы все без исключения знали своих друзей насекомых и берегли их.

А. ПЛЕШАКОВ