Юный Натуралист 1981-12, страница 35

Юный Натуралист 1981-12, страница 35

норы длиной иногда до трех-четырех метров. Часто эти утки гнездятся в расщелинах, развалинах глиняных и каменных построек, охотно заселяют искусственные норы, специально для них приготовленные.

Есть птицы, которые выбирают место для гнезда в зависимости от условий, в каких они живут. Это характерно прежде всего для птиц, обитающих в степях, пустынях и полупустынях, где нет обычных для этих видов гнездовых биотопов. Например, сизоворонка, удод, розовый и обыкновенный скворцы, домовый и полевой воробьи и даже обыкновенная галка в средней полосе селятся в дуплах и кронах деревьев, в щелях и нишах построек, в скворечниках. В открытых же местах они делают гнез.р в норах грызунов, щурок, зимородков. Более крупные птицы расширяют норы прежних хозяев или используют ниши и углубления, образовавшиеся при разрушении нор во время паводков. Мне не раз приходилось видеть в Казахстане именно в таких местах гнезда обыкновенного скворца.

На ноябрьском заседании еще были заданы «птичьи» вопросы. Отвечает кандидат биологических наук орнитолог Вячеслав Всеволодович Строков.

Когда мороз не страшен

Перья у птиц разные: верхние слои их называются контурными, они имеют центральный стержень и боковые опахала, которые одевают туловище птицы и удерживают тепло. Количество контурных перьев велико, у мелких птичек их более четырех тысяч. Под контурными находятся мягкие пуховые перья, не имеющие центрального стержня и служащие для теплоизоляции птицы. Чтобы уменьшить потерю тепла, птицы распушивают оперение, и перо — пуховая оболочка птицы утолщается, делается почти непроницаемой для внешнего холода даже в сильные морозы.

В зимнее время птицам опасен не мороз, а недостаток или отсутствие пищи, поэтому так важна подкормка зимующих в наших краях насекомоядных и зерноядных пернатых.

Кочующие свиристели

В нашей стране обитают два вида свиристелей: обыкновенный и восточноазиатский. Населяют они летом лесотундру и тайгу, где вьют гнезда на деревьях на высоте от трех и до двадцати метров от земли. Гнездо диаметром в 20 сантиметров свиристели делают из тонких шероховатых веточек ели. Маскируют его сухими стебельками хвоща и пленками древесных лишайников; лоток выстилают шерстью и перьями. В год бывает один выводок.

В августе свиристели сбиваются в крупные стаи и начинают широко кочевать, постепенно

спускаясь в южные области страны. В годы, когда изобилие рябины, птицы посещают не только леса, но и сады мелких и крупных городов. Ночуют на деревьях, но никаких гнезд для этого не строят, а сидят на ветвях, прижавшись друг к другу.

О соловье помните вопрос? Ответов на него мы получили очень мало, поэтому попросили орнитолога Николая Николаевича Немнонова объяснить, почему так говорят:

Поет, нан нурсний соловей

Это выражение пришло в обиходную речь из лексикона птицеловов. Они уважительно величали друг друга «охотниками». В зависимости же от личной склонности каждого из них различались «охоты» дроздовые, жаворо-ночьи, овсяночьи, синичьи и всякие другие, происходящие из названия птиц.

Птичья «охота» отличалась от любой иной охоты тем, что почетное место в жилище охотника занимала не шкура убитого зверя, а клетка с невредимой, разве что только изрядно на первых порах напуганной птичкой, требующей пристального и деликатнейшего внимания и ухода со стороны своего владельца. Одно из главных достоинств птички — песня. Требования к исполнительскому мастерству певца предъявлялись необычайно высокие. В дом истинного поклонника песни попадала не просто птичка, а выбранная из многих, иногда десятков, прослушанных в природе.

Конечно, среди птичьих «охот» была и соловьиная. Мастерски исполняемые соловьями свисты, раскаты, «пленьканья», «клыканья», колена, связки в разнообразнейших модификациях имели в среде любителей собственные названия («кукушкин перелет», «желна», «гу-сачок», «стукотня юлы», «лешева дудка», и многие другие), в разных областях средней России часто различные. Талант птицы отбрасывал частицу света и на владельца ее, достоинства песни не забывались поклонниками соловьиного пения десятки лет.