Юный Натуралист 1981-12, страница 46

Юный Натуралист 1981-12, страница 46

на выскирях, торчащих даже из-под глубокого снега, они могут пополнить их запас, выполняющий роль жерновов для перетирания зимней пищи.

Под выскирями часто устраивают берлоги бурые медведи в том месте, где расположен комель дерева, надежно прикрывающий берлогу сверху. Здесь же успешно размножаются мышевидные грызуны. Находят убежище такие хищники, как соболь, куница, горностай. Помещает свое гнездо крапивник, или, как его называют в народе, подкоренник.

Туристы при ночлеге в зимнем лесу используют выворотни как тепловые экраны, коротая долгую ночь у таежного костра — нодьи.

Г. СЕВАСТЬЯНОВ

ЛИСИЦА, ГАРЗАН И НАЙДА

Была темная'летняя ночь. Наш хутор спал. Стояла тишина, лишь изредка раздавался редкий брех хуторских собак. Это Тарзан и Найда. Они неистово бросались к широкому каналу, отделявшему усадьбу от лиманов и плавней.

Собаки в воду не лезли, боялись, но, подбежав к берегу, надрывисто лаяли. Потом быстро отскакивали от воды. В ответ на их лай слышалось прерывистое тявканье щенка.

Услышав этот переполох, я подошел ближе к собакам. Увидев меня, они совсем озлобились. Сквозь отблески воды и тусклый свет я различил силуэт лисицы.

Что же ее привело на хутор, где живут люди, а по двору бегают собаки?

Я давно замечал, что во дворе лиса бывала часто и оставляла после себя вырытые ямки в земле. Это она отыскивала яйца, отложенные и зарытые в песок черепахами. От яиц, конечно, оставались только скорлупки. Во дворе были мусорные ямы, в которые нередко выбрасывались пищевые отходы. Все это давало ей прокорм. Потому лиса не боялась людей, благо те ее не трогали, а Тарзан и Найда еще молодые псы. Ночью они больше спали, забравшись в угол, да и комары их допекали.

Со временем они подросли и стали понимать, что они хозяева двора. Вот и стали на пути у лисицы. Но лисичка все же их обманывала. Она как бы чувствовала, когда те ложились спать, заходила во двор к мусорным ямам, а насытившись, спешила в плавни. Нередко она даже задерживалась во дворе до рассвета.

Однажды утром я выглянул в окно и увидел, как лиса, навострив ушки, поглядывая из стороны в сторону, бежала по дорожке от мусорной ямы. Увидев меня, она ускорила бег, махнула хвостом и ушла в ту сторону, где недавно ссорилась с Тарзаном и Найдой.

Поселившись где-то поблизости, она еще долгое время ходила к нам, но потом пропала, видимо, ушла в другое место, а может, допекли ее Тарзан и Найда.

ДА, ЛИСЫ ЛЮБЯТ ВИНОГРАД

А вот еще одна история про лису-хитрунью, которую поведал мне егерь Леонид Гаврилович.

Как-то ранним утром он услышал голос неугомонного Шарика. Долго не выходил во двор, думая, что это прохожие беспокоят собаку. Потом все же оделся и ступил за порог.

Солнце показалось в половину своего диска. Казалось, что оно сидит на метелках крупного камыш а-дударя, обрамлявшего лиманы. Шарик лаял ненапрасно, он звал своего хозяина.

И было отчего. На проезжей дороге, идущей в сторону охотостановочного пункта, егерь увидел лису. Рядом с ней беззаботно сидели два лисенка-сеголетка.

— Доброе утро, лисички! — тихо поприветствовал их Леонид Гаврилович.

Лиса-мать насторожилась, повернулась и мелкими прыжками убежала в заросли, а за нею, оглядываясь, поспешили малыши.