Юный Натуралист 1982-01, страница 8

Юный Натуралист 1982-01, страница 8

6

только цветы. У нее холода боятся и стебель и корни. Именно они, а не цветы. Результат всегда печален: роза замерзает. Но ученые придумали вот что: красивый и капризный южный цветок «посадили» на северный куст, у которого корни мощные, цепкие, морозоустойчивые. Получилось отлично: роза-дикар-ка (шиповник, «собачья» роза), на которую привили веточку южной красавицы, принимает на себя все зимние лишения, а летом дарит нам чудесный цветок.

Еще и еще раз приходил Женька в дом Дьякова. И не уставал слушать этого удивительно много знающего человека. А Владимир Константинович не уставал говорить.

Тяга к цветам у него не случайна. Ведь он выпускник Тимирязевской академии.

Когда в тяжелые дни войны в окопах вдруг вспоминались розы, то казались чем-то далеким и нереальным.

После войны в саду место нашлось только луку да картошке. Какие уж там розы!

Розы пришли потом, когда трудности с хлебом кончились. А всерьез он стал ими заниматься лет !3 назад, тогда ему было семьдесят.

— Почему мне так нравятся розы? Розы это мир, это красота, это радость для людей. А ты слышал что-нибудь о розе Жоэль? — спросил вдруг Дьяков Женьку.— Не слышал? Ну тогда слушай.

Так звали маленькую французскую девочку, которая умерла от рака. Перед смертью она сказала, что хотела бы стать розой. Французский селекционер Мишель Крылофф вывел новый сорт розы. Его размножили, и весь доход от продажи цветов перечислили в фонд Национальной лиги борьбы с раковыми заболеваниями. Видишь, розы не только радуют людей красотой.

Осенью Женька помогал Владимиру Константиновичу укрывать розовые кусты, готовить для зимнего «ночлега», учился обрезать засохшие, ненужные ветви и побеги, растущие внутрь куста. Он уже знал некоторые секреты тонкого мастерства розовода: в грунт не мешает добавить глины и песка — розы это любят, в течение лета цветы раза четыре надо подкормить комбинированными удобрениями ну и, конечно, поливать в меру: избытка воды роза не терпит.

Очень радовался Владимир Константинович, когда Женька, сияя, принес ему свою первую самостоятельно выращенную розу. Нет, это был не диковинный, изысканный гибрид, а самая обыкновенная Пионерка.

Вслед за Женькой в сад к Дьякову потянулись экскурсии юннатов из всех школ Тулы. Особенно много посетителей побывало у Владимира Константиновича после 150-летнего юбилея Л. Н. Толстого. Тогда на торжестве в Ясной Поляне у могилы великого писателя стоял букет отборных роз, выращенных Дьяковым.

Женька уже давно Евгений. Он заканчивает

десятый класс и мечтает пойти по стопам Владимира Константиновича. Он знает, конечно, что в Тимирязевку поступить трудно. «Но ведь на то и трудности, чтоб их преодолевать»,— любит говорить Дьяков. И Евгений того же мнения.

J1. МЕЦЛЕР

На лугу

За железнодорожной насыпью — широкий луг, по краю которого струится в глубоком русле узкая речка с громким названием Бык. Однако местные жители зовут ее снисходительно Бычком, потому что в сухую пору перейти ее пара пустяков. Но когда хлынут ливни в горах, легкоструйный Бычок вздувается и становится желто-бурым грозным потоком — действительно Бык!

Припекает. Я и дочка идем по лугу и видим обычную картину: загорелый мальчонка в пестрой рубашке отгоняет корову от камышей, за которыми начинается болото.

— Марцоля, вернись! — кричит он по-молдавски, и по кличке коровы я догадываюсь, что она родилась в марте. Рядом резвится лобастый теленок на крепких ножках. Две девочки сидят на краю луга и что-то мастерят из разноцветных лоскутьев. Не знаю почему, но эти девочки, и зеленый луг, и камыш, и мальчик, отгоняющий корову, так остро напомнили мне собственное детство. Далекое детство, военное. Вот так же, на лугу я пас тогда корову.

— Любуетесь? — окликнул меня подошедший старик в выцветшем железнодорожном кителе.

Я кивнул.

— Внучки мои. Та, что постарше, Аурика, младшая Ляна, а мальчишка — Никушор.

— Помогают вам?

— По-настоящему. Это ведь не забава — накормить, напоить и подоить корову.

— Неужели все сами?

— Помогая друг другу. Я на зорьке вывожу корову на луг, потом они ее пасут, старуха подоит корову, дети молоко в погреб отнесут. Знаете, что такое корова в доме? Богатство.

Вот сейчас многие не хотят держать коров, лень им за животными ухаживать. На магазинное молоко надеются. А нам в магазин за ним ходить не надо. И творог свой, и сметана.

Мы подошли к детям. Девочки встали, поздоровались по-молдавски.

— Буна зица! Добрый день!

— Не жарко вам на солнышке? — спросил я.

— Если жарко, мы в Бычке ноги остудим, и все хорошо,— бойко ответила черноглазая Ляна.

— А не скучно целый день пасти корову?

— Мы же не только пасем — играем, шьем, читаем,— ответила Аурика. — А потом, с на